ТО требует доплату? Закройте турагентство и успокойтесь

 

Что делать, если тур запланирован на 27 апреля и туроператор уже сейчас требует от клиента доплату за частично выкупленный ранее тур, иначе грозит начислить пеню. При этом все понимают, что карантин скорей всего продлят и в апреле поездка не состоится. И также понимают, что возвратов сейчас туроператоры не делают, чтобы не обанкротить компании. Как выйти из этой ситуации без потерь?

 

Такой вопрос был задан спикерам круглого стола УАТА "Туризм на карантине: что происходит сейчас и что делать дальше".

 

«Я бы рекомендовал направить официальное письмо туроператору с вопросом, сможет ли он в определенные даты обеспечить конкретный тур. Если вы знаете, например, что выбранный туристом отель в это время будет закрыт, а туроператор отвечает «да», это ставит под сомнение договор с ним. И одновременно может стать основанием не оплачивать оставшуюся часть тура, поскольку ТО не может обеспечить услугу», – пояснил юрист Виталий Паляничко.

 

Он считает, что турагенту лучше всего официально прекратить свою деятельность на период карантина — это избавит его от многих проблем и лишней финансовой нагрузки: «Рекомендую турагентам приостанавить свою хоздеятельсность. Издать приказ об этом и уведомить туристов и туроператоров. В этом случае на требование ТО доплатить за тур, который должен состояться 27 апреля, можно смело отвечать, что вы не можете принять от туриста деньги, так как государство запретило вам выполнять вашу деятельность постановлением Кабмина (турагентства относятся фактически к той же категории субъектов деятельности, что и кафе с ресторанами). Напрямую туроператору турист платить не может, поэтому и вы не будете нести ответственность за недоплату, и турист получит отсрочку».

 

Дальше турагенту нужно получить в Торгово-промышленной палате сертификат о невозможности осуществлять его деятельность в связи с форс-мажорными обстоятельствами. И дальше действовать в рамках договора, дожидаясь окончания карантина. «Сейчас форму подачи документов на сайте ТПП упростили (образцы висят). И для малого бизнеса убрали пошлину. Если вы получите такой сертификат, не забудьте уведомить контрагентов о наступлении форс-мажорных обстоятельств.

 

Сам по себе карантин или отсутствии у туриста денег не являются форс-мажором. Должна быть зафиксирована невозможность исполнить обязательств по договору», – обращает внимание Виталий Паляничко.

 

По его словам, насчет форс-мажора возникает много споров и дискуссий, в том числе в юрсреде. Но все-таки пока все выглядит так, что если турагентство работает, а туроператор не идет навстречу с доплатами (а доказать форс-мажор турист не может), то решать спорный вопрос ему придется через суд. И там каждую ситуацию будут рассматривать отдельно.

 

Если же ТО согласится с доводами и конфликт исчерпан, нужно подписать допсоглашение, в котором официально будут зафиксированы все изменения.

 

В случае, если у турагента есть другие обязательства, которые он должен выполнять (например, возвраты денег за аннулированные авиабилеты), то после приостановления деятельности достаточно будет издать приказ о переводе определенного менеджера на удаленку и выдать ему внутреннюю инструкцию, которая дает ему право работать только на возврат средств. Бывают случаи, что туристы хотят получать свои деньги обратно наличкой. Но таким придется объяснить: либо они получают деньги на карту, либо ждут окончания карантина — с ними рассчитаются наличными, как только агентство откроется.

 

Во всей этой схеме, по мнению руководителя сети турагентств «Мер-Ка-Ба» Анжелики Малахай, есть как минимум один недостаток: новость о том, что турагентство закрывается, совершенно определенно вызовет негативную реакцию у клиентов ТА и туроператоров, которые с ним работают. Репутационнные потери из-за паники в этом случае могут быть гораздо серьезнее, чем неудобства туристов из-за необходимости сделать доплату.

 

Валерия Овсяник, 01.04.2020

 

 Останутся ли турагенты после кризиса?

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 

Какой из крупных туроператоров самый надежный?