Что будет с туризмом?

 

 

На выходных сразу две страны создали информповоды, усилившие вирусобоязнь. Израиль заявил, что в ближайшие две недели всех своих прилетающих из-за рубежа граждан будет отправлять на 14-дневный карантин (с 12 марта эти же меры коснутся неизраильтян, которые должны будут доказать при пересечении границы, что имеют средства для самокарантина). А в Италии зону карантина расширили с северных областей на всю страну: ограничили передвижения, массовые мероприятия, закрыли церкви, музеи, спортзалы, бассейны, театры, школы, университеты — это должно остановить распространение коронавируса.

 

При этом карантин не подразумевает полную изоляцию: самолеты (в том числе из Украины) пока продолжают летать и в Италию, туда можно добраться и другими видами транспорта. Нет запрета на въезд и в Израиль, хотя турпоток обмелел. Одновременно украинский МИД рекомендует пока воздержаться от поездок в Италию.

 

Эксперты турбизнеса отмечают, что эти позитивные (да, позитивные) новости, которые свидетельствуют, что болезнь не игнорируют, а делают все, чтобы прекратить ее распространение, почему-то повергли многих в состояние едва ли не ужаса.

 

Где позитив?

 

«Я прошла за свою карьеру в туризме через кризисы, вулканы, эпидемии, войну... Но даже в 2014 году паника не была так сильна. При этом нет ничего страшного в карантине. Меры, которые вводят отдельные страны, не навсегда, а лишь на две-три недели. Они необходимы, чтобы остановить распространение болезни. Это правильно. И это грамотно. Как только вирус пойдет на убыль, люди успокоятся, продажи восстановятся и все снова будет хорошо. Но почему-то некоторые начали терять голову», – констатирует член правления TPG Елена Бойко.

 

Она уточняет, что коронавирус — это, конечно, плохо, но он не может продолжаться бесконечно. И обязательно скоро закончится. А вот общемировой кризис, который на нас надвигается из-за раздутой паники, действительно страшен. «И падение продаж, которое мы наблюдаем сейчас, невозможно контролировать. Из-за этого многие могут остаться без работы, в том числе и в туризме, – признает Елена Бойко. – Я смотрю на мировые новости и не могу понять: где интервью с людьми, которые выздоровели? Где информация о тех, кто перенес болезнь легко? Таких ведь большинство. Но по риторике в соцсетях и СМИ можно подумать, что выживших просто нет. И это наносит вред больший, чем сам коронавирус».

 

В нескольких туркомпаниях Turprofi.com.ua признались: продажи так сильно упали, что они подумывают, не отправить ли им сотрудников в долгосрочный неоплачиваемый отпуск. Если в ближайшие две недели ситуация не изменится, то некоторые так и сделают.

 

Когда закончится кризис?

 

В обычной ситуации можно было бы говорить о том, что через неделю-две обстановка стабилизируется, сработает отложенный спрос и туроператоры спокойно закроют майские праздники. Но истерия, которая царит вокруг, не позволяет делать однозначных прогнозов, считает Елена Бойко.

 

«Чтобы знать, когда рынок перестанет падать и начнется обратный отсчет, нужно понимать, где нижняя мертвая точка, – говорит глава GTO.UA Михаил Тюрин. – А этого пока никто не понимает. Возможно, мы пройдем эту точку завтра, а, может быть, через месяц. В конце февраля IATA давала свой прогноз по авиации, с учетом опыта по прошлой атипичной пневмонии. Получалось, что грядет 13%-ное падение рынка и его восстановление к ноябрю 2020 года. Но этот прогноз делали, когда еще не было всех этих «черных лебедей». Насколько затянется рецессия с учетом нынешних обстоятельств и до какого уровня упадет рынок — можно только гадать. Возможно, он восстановится к первому кварталу следующего года. Или не восстановится».

 

Эксперты также не берутся предсказать, кто из туроператоров пострадает больше всего. «У каждого свои возможности. Но ясно, что те, кто сидит на оборотных средствах, — в зоне наибольшего риска», – уверен Михаил Тюрин.

 

«Все туркомпании пострадают. На каждом отразится недополученная прибыль. Тем, кто на оборотке, будет совсем сложно. Некоторые могут и не оклематься. Возможно, придется тяжелее мелким компаниям (в условиях глобализации это было предсказуемо). Кто-то будет вынужден заморозить свою работу. Но это тоже не навсегда», – говорит Елена Бойко.

 

Действуют ли страховки?

 

Еще один момент, который смущает туристов: большинство страховых компаний уже заявили, что рассматривают эпидемию коронавируса как форс-мажор и не покрывают лечение от него, оплачивая при госпитализации только транспортировку до больницы. В данный момент из опрошенных Turprofi.com.ua СК лишь ЕТС сообщила, что оплатит лечение при COVID-19 в тех странах, на которые не распространяются рекомендации МИДа «воздержаться от поездок». Также лечение будет оплачено даже в Италии, если турист покупал страховой полис до обнародования рекомендаций МИДа. При этом коронавирус не является страховым случаем при желании отказаться от поездки, например, в Италию.

 

К слову, 6 марта туроператор Join UP! объявил, что к страховым рискам при страховании от невыезда теперь относятся эпидемии, в том числе эпидемия коронавируса (COVID 19) в месте проживания или в месте забронированной поездки. И это безусловно хорошая для туристов новость. Однако специалисты обращают внимание, что ни в одной из стран эпидемия коронавируса официально не объявлена. Их всего лишь не рекомендуют к посещению — а это совершенно другое. И страховые компании вряд ли будут разбрасываться деньгами без повода.

 

«Давайте станем на позицию страховой компании, – предлагает Михаил Тюрин. – Представьте, что идет пожар, а вы хотите посадить дерево в горящем лесу и требуете его застраховать от огня. Лекарства от коронавируса пока нет и непонятно, сколько госпитализированный заболевший человек может находиться при обострении в больнице: неделю или месяц. Наверное, надо искать варианты улучшения страхового продукта. Возможно, при условии его удорожания, предположим, на 20 или 50 долларов. Чтобы страховая готова была покрывать расходы на лечение, а туристы не волновались».

 

Эксперт добавляет, что сейчас все клиенты туркомпаний делятся на три категории: тех, кто никуда не едет, тех, кто едет в страны с минимальным риском подхватить коронавирус, и тех, кто летит в любом случае при снижении стоимости путешествия.

 

«Снижение цен на чартерных рейсах у нас не редкость и происходит оно за счет снижения рентабельности ТО. Но сейчас появились и акции на регулярке. Например, «Турецкие Авиалинии» предлагают удивительные цены по ключевым стыковочным направлениям. В Бангкок из Киева через Стамбул и обратно можно долететь за 400 евро. Таких цен не было еще никогда. Дешевыми стали также Мальдивы. Предложения остальных авиакомпаний пока не так бросаются в глаза, но я думаю, что скоро подтянутся и они», - резюмирует Михаил Тюрин.

 

Валерия Овсяник, 10.03.2020

 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS