Авиакомпания погрязла в возврате из-за банка клиента
Интересный спор насчет возврата денег за билеты, купленные в декабре 2014 года у British Airways, разрешился в начале февраля в Киевском апелляционном суде.
Турист приобрел авиаперелет на сайте авиакомпании для себя и жены. Билеты были возвратные, оформленные одним бронированием и оплаченные одной операцией с карты. Каждый стоил более 8,6 тысяч долларов. Позже планы клиента изменились: он аннулировал билеты и попросил вернуть деньги за перелет. Но за время, прошедшее с момента покупки, туристу пришлось сменить банк (платил он со счета в «Дельта-Банке», который к моменту аннуляции билета был уже отключен от карточных систем) и открыть счет в «Альфа-банке», куда он и попросил перечислить средства.
Однако авиакомпания вернула деньги на карту, с которой пассажир оплачивал билеты. Естественно, что он их не получил, так как банк уже прекратил проводить расчеты. Пока деньги вернулись авиакомпании и пока пассажир не объяснил основания возврата денег на другой счет (что противоречит правилам) прошло много времени. Хотя были разговоры о том, что якобы перевозчик предлагал вернуть деньги за билет жены только на ее счет. "Авиакомпания никогда не заявляла, что деньги можно вернуть на счет жены, как раз наоборот: по правилам даже если жена отказалась от билета, деньги возвращаются на счет того, кто оплатил билет. И перевозчик в суде утверждал, что только пассажир (то есть жена) может отказаться от своего билета, а такого отказа от жены не поступало", - сообщил Turprofi.com.ua юрист.
В апелляционном решении указано, что адвокат туристов неоднократно обращался в авиакомпанию с требованием предоставить доказательства, что деньги были перечислены (в 2016 году он сделал это четыре раза). В сентябре 2016 года представительство перевозчика в Украине сообщило, что перечислило деньги в октябре 2015 года, то есть уже после рассмотрения дела в первой инстанции. Но в процессе судебного разбирательства туристы все-таки получили деньги за билеты на счет в «Альфа-банке», хотя и продолжили судиться, требуя компенсировать им пользование их деньгами и моральный вред от задержки с возвратом.
"Суд считает, что истец, предъявляя исковые требования к ответчику, не выполнил правила возврата денег, так как в соответствии с Правилами воздушной перевозки пассажиров и багажа отказаться от перевозки и предоставить информацию о прекращении договора должен пассажир, а возврат денег должен происходить на ту карту, с которой был произведен платеж. Но истец требовал возврата денег за оба билета на другую карту. Именно эти обстоятельства повлекли за собой задержку выплаты истцу стоимости билетов", - объясняет юрист авиакомпании.
Апелляционный суд напомнил в решении, что согласно «Правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа», возврат средств осуществляется в день расторжения договора перевозки <…>, получения перевозчиком информации от пассажира о желании вернуть деньги за неиспользованную перевозку, оформленное электронным билетом, а в случае невозможности вернуть деньги в день расторжения договора перевозки — в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течение семи дней.
Судьи также пришли к выводу, что истец, который купил билет на имя другого человека, имел полное право на возврат стоимости этого билета. Однако неустойку (около 100 тысяч долларов США) и моральный вред (150 тысяч гривен), которые он требовал, апелляция не поддержала.
"В итоге деньги пассажиру вернули за оба билета. Но пассажир продолжает судиться за пеню, штраф и моральны вред. Суд первой инстанции отказал в иске в части билета жены пассажира, так как не было полномочий от ее имени подавать иск и заявлять об отказе от билетов. Спор вокруг этого момента был частью кассационного и повторного апелляционного рассмотрения. Намного интереснее было то, что истец пытался доказать, что Монреальская конвенция которая ограничивает ответственность авиаперевозчика и исключает применение штрафов, пени и морального вреда, не применима к ситуации, когда перевозка еще не началась и пассажир требует возврата денег за билет. Но апелляционный суд посчитал конвенцию применимой в таких обстоятельствах", - комментирует известный юрист, партнер фирмы «Анте» Андрей Гук.
Turprofi.com.ua обратился за комментарием к гендиректору международного ТО «Инскай» Оксане Замфире с вопросом: как обычно авиакомпании возвращают деньги за авиабилеты, купленные для другого человека?
«Когда идёт выписка авиабилета через агента (когда агент имеет аккредитацию IATA и выписывает билет через GDS с оплатой наличными), то даже когда он платит за группу 60 человек, мы вернём ему деньги, если правила тарифа позволяют. Если оплата с кредитки через систему бронирования, то и возврат будет на кредитку (когда использовалась одна карта на семью, то на эту же карту будет и возврат)», – объясняет Оксана Замфира.
По ее словам, если билет невозвратный и есть запрос в авиакомпанию на возврат по болезни (после авторизации) или на компенсацию из-за отмены, то действительно перевозчики просят личный счёт каждого пассажира. «Но допускается понятие доверенности от Васи на Петю – тогда деньги может получить любое доверенное лицо», – уточняет эксперт.
Она удивляется, что дело в этой истории дошло до суда — любой перевозчик старается избегать судебной волокиты и лишних расходов. «Никогда за 10 лет моей работы до этого не доходило», – констатирует Оксана Замфира.
Валерия Овсяник, 26.02.2020
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
- Басейн та свій собака - головні вимоги 16-09-2023
- Join UP!: топ-3 напрямків літа 16-09-2023
- П’ять крутих автобусних турів від TPG 05-10-2022
- В Вильнюсе поддержали Украину 29-05-2022
- Гроші за тури повернуть після війни 29-04-2022
- Як повернутися до України? 11-04-2022
- Туркомпанії відмовляться від російських софтів 06-04-2022