Жизнь и судьба тайных менеджеров

 

 

Лишь около 30% турагентств (физлиц-предпринимателей) официально оформляют на работу своих менеджеров. Остальные предпочитают иметь в офисе сотрудников без прав, обязанностей и полномочий, де-факто разрешая им принимать деньги, подписывать договоры и работать с клиентами.

 

Такие данные в разговоре с Turprofi.com.ua озвучила директор консалтинговой компании «Блакитна Хвиля» Нина Козенко при обсуждении истории с неоформленными менеджерами, которых работодатель обвинил в превышении полномочий. По ее словам, большинство туркомпаний, несмотря на проверки и штрафы, предпочитают не оформлять новых работников на испытательный срок.

 

«Среднее турагентство состоит из трех менеджеров, причем один из них обычно — сам директор, второй действительно оформлен официально, а третий — не оформлен. И я бы разделила всех ФЛП в туризме на три категории:

 

те, кто старается все делать правильно и красиво (30%),

 

безбашенные, для которых лишь бы была работа, а там разберемся и «вообще давайте решать проблемы по мере их поступления» (таких больше 50%), а также

 

«девочки», которые работают на фрилансе и бронируют самостоятельно», - говорит эксперт.

 

Девочки, по ее наблюдениям, тоже делятся на две категории:

 

те, которые работают под логинами и паролями кокой-то другой действующей компании и никак это не оформляют,

 

те, кто бронирует под своими логинами и паролями.

 

В целом, если все они работают на совесть, то никакой угрозы рынку не несут, считает эксперт. При этом нельзя не отметить, что туркомпании-юрлица обычно оформляют всех своих постоянных сотрудников как положено. И несут за них полную ответственность. Но это опять же не касается менеджеров на испытательном сроке. С ними большинство действует по принципу «вдруг пронесет».

 

«И таки проносит, - смеется Нина Козенко. - Проверяющих на всех не хватает, так что большинство продолжают нарушать безнаказанно. Хотя штраф за неоформленного работника составляет 20 минимальных зарплат (минималка сейчас — 4 173 гривен), то есть около 100 тысяч. И если уж ты попал на проверку, то мало не покажется».

 

Как происходят проверки?

 

В один непрекрасный момент к вам в офис заходят 3-4 человека, могут даже с полицейским. Кто-то из них становится у двери, и начинается опрос всех присутствующих. Туристов, конечно, не трогают. При этом у инспектора на груди веб-камера (такие правила действуют уже полтора года). Если кто-то сидит по ту сторону стола, ему дают чистый лист и просят написать, кто он и чем занимается в данное время. Большинство работников — совершенно непросвещенные в этом смысле люди. Да и работодатели обычно не объясняют, как себя нужно вести при проверках. И вот менеджер уже испуганно пишет, что он сотрудник ТА, хотя на самом деле работает по гражданско-правовому договору — это юридические тонкости, которых люди не знают, но которые в корне меняют дело для проверяющих. Если человек на испытательном сроке, то у него должен быть оформлен срочный трудовой контракт.

 

«То есть тут как ни крути — нарушение. При стремительной проверке самое главное, чтобы работник и работодатель говорили одно и то же, - поясняет Нина Козенко. - Во время приема на работу нового сотрудника бухгалтер должен не позднее первого дня отправить в налоговую «сообщение о принятых». Значит, задним числом на работу уже никого не возьмешь. Если сотрудник в офисе, а в бухгалтерии нет этого документа, работодателю тоже грозит штраф. Более того, я знаю случай, когда человек должен был приступить к работе со следующего дня, которым и оформили «сообщение о принятых». А проверка пришла сегодня. И работодателя оштрафовала».

 

Валерия Овсяник, 09.10.2019

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS