Тестируем: автобус из Черногории и Croatia Airlines

Так случилось, что отдых в черногорском курортном городке Дженовичи мне нужно было прервать для рабочей поездки в хорватский Осиек (80 тысяч жителей, четвертый по величине город в Хорватии). Оптимальным маршрутом показался перелет из Дубровника, до которого из черногорского Херцега-Нови, без учета ожидания на границе, около часа езды.

 

Но путь мой оказался извилист.

 

Автобус

 

Через Дженовичи каждые полчаса проходит автобус, сев на который за один евро можно добраться в Херцег-Нови (черногорский аналог Дубровника) за 20 минут.

 

К сожалению, купить билет от Херцег-Нови до аэропорта Дубровник онлайн оказалось невозможно. Вроде бы и опция на сайте имеется, но не активная. Поэтому я решила, что куплю билет до Дубровника, а по дороге просто попрошу водителя остановиться. 

 

В час дня мы покинули берег Которской бухты и Villa Milica (даю ей 10 баллов из 12-ти за близость к морю, пляж с бесплатными для клиентов виллы лежаками, приветливый персонал, балконы с прекрасным видом и наличие всего необходимого кухонного инвентаря). Поднявшись на трассу, довольно быстро сели в нужный нам автобус и вскоре уже стояли на автовокзале в Херцег-Нови. Распечатанный билет до Дубровника, купленный почти за 15 евро, лежал у меня в сумочке, но хотелось определенности.

 

- У вас можно купить билет до аэропорта Дубровник?

- Сейчас нет. Если хотите прямо в аэропорт, вам нужно приехать сюда завтра до 9 утра и купить его на вечерний рейс, - сообщили в кассе.

 

Почему нужно обязательно приезжать до девяти и почему нельзя купить такой билет онлайн, выяснить не удалось – «такие правила». И тут же взяли с меня 2 евро за станционные услуги.

 

 

 

Самый большой для меня недостаток у черногорцев и хорватов – привычка без конца курить. На вокзале в Херцег-Нови дым стоял столбом. Курили в основном пожилые женщины. Сидя там после недели морского воздуха ты чувствуешь, как весь твой запас здоровья и хорошего настроения покрывается копотью.

 

Еще один сюрприз поджидал с автобусом. В аэропорту мне нужно было быть не позже восьми вечера – казалось бы, чего проще? Доедешь за час, максимум – за три, если будут очереди на границе, а дальше сиди себе в аэропорту четыре часа, пей лимонад и жди вылета. Мы погуляли по Старому городу в Херцег-Нови, полюбовались прекрасными видами, покушали в ресторанчике, вернулись на станцию. Но автобус, который по расписанию должен был приехать в 16:40, появился с опозданием на 35 минут – директор Adria Hit Group Владимир Швец позже заметил насчет этого: «Дорога от Ульцина до Герцег-Нови одна – Ядрански пут. И если пробка или авария – всё...». В общем, при важных поездках это нужно учитывать и рассчитывать время с запасом.

 

Опоздавший водитель сразу наотрез отказался остановить автобус напротив аэропорта. «Только в Дубровник», - безапеляционно заявил он, забирая мой чемодан. Один из моих попутчиков потом рассказал, что за несанкционированную остановку на территории Хорватии черногорских водителей штрафуют на огромные суммы, а так как вдоль дороги везде видеонаблюдение, избежать штрафа просто невозможно. Не знаю, насколько это точно, но раз даже наше предложение заплатить не поколебало уверенность водителя, какие-то штрафы там определенно есть.

 

Расстроенная сигаретным дымом и тем, что придется ехать до самого Дубровника, а потом обратно, хотя аэропорт – в 10 минутах езды от границы, я почти хотела, чтобы хорваты меня за что-нибудь депортировали и вернули к морю. К счастью, пожелание мое не сбылось. 

 

Границу наш автобус проехал довольно быстро (не за два часа, как год назад, а минут за 40). Два десятка пассажиров вышли из автобуса и по очереди предъявили паспорта, переходя воображаемую черту между странами пешком и дожидаясь автобуса в десяти метрах от того места, где вышли. Некоторые даже сбегали в туалет, из-за чего нас потом обогнали в очереди два других автобуса.

 

Я с трепетом следила, как мы проезжаем мимо аэропорта. Вернуться к нему можно было двумя способами: на автобусе или такси, которое я брать опасалась (год назад черногорский таксист нас серьезно подвел, и проверять честность хорватских водителей в экстремальных условиях не хотелось). Ближайший шаттл из Дубровника в аэропорт должен был быть в 18:55, но я на него, конечно, не успела: шаттл выезжал с вокзала, когда мы туда въезжали. Следующий должен был отправляться через час. Так из никуда не торопящейся туристки я превратилась в сильно опаздывающую.

 

Дубровник встретил прекрасным закатом, и это раздражало: все валится из рук, а тут красота. «100 кун – 13,4 евро», - повторяла я себе, снимая в банкомате местную валюту для покупки билета. Тут же пошла и купила этот билет за 55 кун, рассчитавшись кредиткой. Причем сначала требовала билет в пункте обмена валют, затем в справке. Познакомилась с массой народу. Хорваты очень приятные и общительные. И язык у них понятен любому славянину.

 

Возле закрытого на тот момент шаттла ждали две девушки, с которыми мы тоже разговорились. Болтала в основном я, они поддакивали, кивали и рассказывали, что тоже едут в аэропорт и тоже не решились взять такси. Хорватского я не знаю, поэтому говорила на белорусско-украинско-польском. Глаза у девушек были огромными, они слушали, открыв рот, и, кажется, даже готовы были плюнуть на билеты, чтобы поехать вместе со мной на такси. Потом выяснилось, что обе – британки и говорят только на английском.

 

В восемь вечера я, девушки из Лондона и примкнувший к нам украинец из Северной Каролины подъезжали к аэропорту Дубровник. «Если вы будете бежать быстро, то успеете», - напутствовал меня украинец.

 

 

Конечно, я успела. Главным образом потому, что зарегистрировалась заранее. И потому, что у меня была только ручная кладь. И рейс был внутренний, так что оставалось только взбежать наверх, пройти контроль безопасности и переодется.

 

Croatia Airlines

 

Никогда прежде не летала «Хорватскими Авиалиниями». Знала только, что они входят в Star Alliance, вместе с 27-мью другими авиакомпаниями (в том числе Lufthansa). Теперь знаю, что это хорошая авиакомпания.

 

При регистрации онлайн-система посадила меня на 19 ряд, в самом конце самолета (Bombardier Dash 8 Q400, компановка кресел 2 плюс 2). Но оказалось, что точно так же онлайн можно бесплатно перерегистрироваться на место 5F, почти в бизнес-классе.

 

Наученная авиакомпаниями, летающими из Киева, я тщательно взвесила в аэропорту свою ручную кладь. На всех рейсах Croatia Airlinesa пассажир имеет право взять с собой в салон самолета одну единицу ручной клади до 8 кг – 115 см (55x40x20 см) – и дополнительно один небольшой предмет личного багажа (например, одну женскую сумочку или одну сумку для ноутбука или один портфель 40x30x10 см).

 

Очень не хотелось сдавать и потом ждать багаж на ленте, тем более, что перелет был поздний, поэтому я взяла только маленький чемоданчик и рюкзак для ноутбука. Во избежание перевеса, прямо в аэропорту достала и надела на себя тяжелые джинсы, свитер (ну, мало ли) и курточку. Мой чемоданчик весил ровно 8 кг, но морально я была готова доплатить за него.

 

 

Хендлинг хорватского перевозчика выше всяких похвал. Улыбчивые, внимательные, вежливые девушки. Запуская людей в накопитель, вешали на их чемоданчики бирки, объясняя, что у трапа придется эти чемоданы сдать. "Мой на 1 см шире, наверное, не пустят. Главное, чтобы не пришлось бежать платить вниз", - подумала я, подходя к стойке у гейта. Но представитель авиакомпании, явно искренне сожалея, что я терплю такие ужасные неудобства, сообщила мне то же, что и остальным: «Нэма места». Чемоданчик придется сдать у входа в самолет. И прикрепила бирочку.

 

 

Украшенный какими-то загадочными футбольными символами, самолет поглощал пассажиров. Чемоданчик у меня любезно приняли на входе, чтобы сложить к багажу. Заходила я одной из последних, и мое место у окна занял какой-то парень.

 

- Сидите-сидите. Я не против.

 

Если вдруг эвакуация, то место в проходе гораздо удобнее, подумала я.

 

Расстояние между креслами в салоне оказалось большим: мужчина под метр девяносто поместится там со всеми удобствами, не упираясь коленями в спинку впереди сидящего. На взлете так ревело и потряхивало, что моего соседа чуть не стошнило. Он схватился за перечень алкогольных напитков, но быстро понял, что в данный момент все пристегнуты, в том числе бортпроводницы. Их радостные улыбки поднимали наш боевой дух.

 

Перелет был коротким, поэтому нас не кормили, но воду в фирменные стаканчики разливали. А кому-то отнесли целый поднос с едой, вероятно, по предварительному заказу.

 

Приземлились мы мягче, чем взлетали. Хорваты повскакивали с мест даже раньше, чем самолет сбавил скорость. Борт подъехал к самому входу в терминал, так что автобус не понадобился. Чемоданчики с бирками принесли к трапу - ждать багаж у ленты не пришлось. Аэропорт Осиека маленький, зато удобный.

 

 

Впечатления от авиакомпании и перелета остались самые положительные. Жаль, что в Украину этот перевозчик не летает. Мои коллеги добирались из Киева в Загреб со стыковкой в Польше. Устали как собаки. Очень надеюсь, что следующим летом в Хорватию из Украины будут прямые регулярные рейсы: страна очень красивая.

 

Валерия Овсяник, 15.09.2019

 

 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 

Какой из крупных туроператоров был самым надежным летом-2019?