Авиакомпания закрылась – прости и забудь

В Turprofi.com.ua продолжают обращаться несостоявшиеся пассажиры Aigle Azur c вопросом, как им теперь быть. «Если электронные билеты на руках, а вылет Киев – Орли был запланирован на октябрь 2019 года, что делать? Есть шансы улететь до конца года по этим билетам хотя бы другими авиалиниями? И как дальше действовать? Где получить точную информацию о рейсах Киев – Орли / Орли – Киев?», - интересуется у нас одна из туристок.

 

Хотелось бы всех обнадежить, но реальность такова, что шансы получить компенсацию или билет на рейс другой авиакомпании взамен ничтожно малы.

 

Да, на сайте Aigle Azur есть алгоритм действий для пострадавших:

 

  1. Если билеты покупались через онлайн-агентство, нужно обратиться в это агентство.
  2. Можно воспользоваться специальным сайтом для составления заявки на возвращение средств aigleazur.online.
  3. Или связаться со своим банком и оформить chargeback.

 

Однако опыт подобных историй с другими авиакомпаниями показывает, что шансов получить компенсацию или замену билета от перевозчика, инициировавшего процедуру банкротства, мало.

 

«Ничего не возвращают и никуда не пересаживают, - констатирует директор Tabu Tour Максим Циркель, который также должен был лететь этой осенью в Париж с Aigle Azur. - Просто закрылись и перестали работать. Надежда на возврат денег минимальна. Только если была страховка в банке или от невыезда. Если покупали билеты через агентов, то могут подавать им запросы. Но пока агентам деньги не вернут, они, ясное дело, тоже сделать ничего не смогут. А возвращать их никто не собирается».

 

Авиаэксперт Виктор Логвиненко, наблюдавший за приходом-уходом многих перевозчиков, отмечает, что любая авиакомпания – это коммерческое предприятие. И зона их коммерческой ответственности перед клиентами / поставщиками и третьими лицами определяется типом их регистрации. Соответственно, авиакомпания может отвечать своим имуществом, которое на ней зарегистрировано.

 

«Вот в этом и есть основная загвоздка, так как основная часть имущества – в аренде. Те же самолеты, которые мало кто покупает, обычно принадлежат лизинговым компаниями, а те в свою очередь – крупным банкам. В результате у перевозчика в собственности может быть только стол, стул и ноутбук», - отмечает эксперт.

 

Он добавляет, что уходу авиакомпаний в основном предшествуют долги перед поставщиками – хендлинг, топливные компании, лизингодатели. «Обычно все они терпят задолженности перевозчика, так как прекращение поставок того или иного сервиса для него будет означать смерть. А так путем реструктуризации долговых обязательств у поставщика еще остается какой-то шанс вернуть свои кровные. Так было с «АэроСвитом» – очень много долгов накапливалось годами… Увы, страховые компании никогда не покрывают коммерческие риски. И наступает момент, когда долги уже ничем не перекрыть, даже оборотными средствами. Авиакомпания объявляет о своем банкротстве, а дальше по процедуре – арест имущества, создание комиссии. В возврате финансовых средств авиакомпания никому не отказывает. На сайт вывешивается объявление, что-нибудь вроде «заполните претензию на компенсацию». Претензия может рассматриваться годами, пока происходит оценка имущества, распределяются долговые обязательства. И гарантий, что ты что-то получишь, нет», - разводит руками Виктор Логвиненко.

 

Он напоминает, что само по себе банкротство – процесс очень долгий. В этом состоянии компании могут находиться годами. И когда их наконец признают банкротами, все долговые обязательства должно взять на себя государство регистрации данного субъекта. «Кстати, «АэроСвит» до сих пор существует – он просто пребывает в процедуре банкротства», - уточняет Виктор Логвиненко.

 

Он, тем не менее, считает, что шанс получить компенсацию остается всегда: «У Aigle Azur на сайте есть форма для возврата. Заполнить в любом случае не помешает, а там на все воля божья. Авиакомпания все-таки европейская…».

 

Валерия Овсяник, 11.09.2019

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS