Как проверить добросовестность турагента?

 

В Turprofi.com.ua за последний месяц поступило сразу несколько жалоб на разных турагентов, которые не перечислили деньги оператору, использовав их на другие нужды. Однако экперты рынка утверждают, что количество банкротств среди ТА не увеличилось — просто информация о любых сбоях сейчас распространяется быстрее. Да и летний сезон способствует.

 

«Такие истории были всегда. У агентского бизнеса, как и у любого другого, есть свои риски. Мировая практика показывает, что примерно 1% компаний в любой сфере не выдерживают конкуренции. Если ориентироваться на данные о том, что в Украине 8 тысяч ТА, то 1% — это 70-80 агентств в год, которые вынуждены уйти. То есть ничего мегастрашного не происходит. Это нормально. Однако проблема использования клиентских денег не по назначению, конечно, существует», - говорит гендиректор сети ТА «Поехали с нами» Олег Кулик.

 

Если анализировать общемировую статистику, в том числе по туроператорам, то становится ясно, что чаще всего туркомпании банкротятся летом. Казалось бы — горячий сезон и много клиентов. Но агентства, которые работают на грани, иногда прикрывают деньгами, полученными от туристов за раннее бронирование зимой, свои поточные расходы: аренду офиса, коммунальные, зарплату менеджерам, если таковые имеются. И летом, когда начинаются массовые выезды туристов, таким агентам уже нечем оплачивать туры и нечем прикрыть образовавшийся кассовый разрыв. С туроператорами, кстати, то же самое. Если вспомнить все крупные банкротства, то 90% их случились именно летом, напоминает Олег Кулик. «Натали Турс», «Идриска», «Оазис», «Карья-тур»... К счастью, в данный момент никаких особенных всплесков неплатежеспособности нет. А нынешний процент банкротов ТА — лишь капля в море.

 

«Все как обычно, — подтверждает замдиректора по правовым вопросам Pegas Touristik Николай Слюсаревский. — Мы регулярно получаем запросы от нацполиции: подписан ли у нас договор с тем или иным ТА? Следим за своевременностью оплат, отсеиваем недобросовестных партнеров. Главное, не упустить момент, когда кто-то из них решит, что можно не торопиться с перечислением. Поэтому бухгалтерия четко отслеживает все случаи, когда бронировка подтверждена, а денег нет (иногда приходит только небольшая предоплата). Мы сначала напоминаем, что нужно заплатить все. Но если это не помогает и происходит не в первый раз, то можем расторгнуть договор и отключить агента от сети. Опыт показывает, что если ТА стал на скользкий путь злоупотреблений, то будет врать и дальше. Решение по каждому принимается индивидуально и мы, конечно, стараемся до такого не доводить. Главное — ввести профилактику на начальном этапе, а не ждать до последнего дня. Только в этом случае не будет конфликтов с туристами».

 

Напомним, что постановлением Кабмина туроператоров обязали публиковать на сайтах информацию обо всех договорах с туристами. Как сообщил директор TEZ Tour Александр Новиковский, сейчас компании активно работают над этим: «У нас по большинству пунктов постановления задача выполнена на 90%. Так что до 29 июля все будет готово».

 

Предполагается, что это поможет туристам держать под контролем свои деньги, которые должны быть перечислены туроператору за их поездку. Впрочем, некоторые ТО давно уже сделали на своих сайтах функцию проверки по номеру заявки и фамилии клиента статус бронировки. Однако люди об этом, видимо, не догадываются. «К сожалению, туристы редко пользуются своим правом, - констатирует Николай Слюсаревский. - Мы видим, что они часто вообще не знают, где проверять информацию о своих турах. Верят всему на слово и следуют советам отдельных юристов «читать договор». Договор, конечно, читать нужно. Но если деньги не перечислены, то читай — не читай. Результат будет один».

 

Эксперт полагает, что МЭРТу стоило бы заняться популяризацией именно функции проверки на сайтах ТО. Чтобы турист понимал, где он может узнать, не обманывают ли его. «Вы пришли к турагенту, что-то забронировали. Первым делом спросите, тур какого туроператора вы приобрели и номер договора. В идеале хорошо было бы сделать, чтобы номер заявки и номер договора совпадали — это намного облегчило бы туристам задачу. Сейчас только дотошный клиент может выяснить у турагента номер заявки, чтобы зайти на наш сайт и проверить. А было бы хорошо, если бы регулятор прописал: у всех ТО должна быть система проверки по номеру бронировки и фамилии туриста. Чтобы уже на следующий день после покупки тура клиент видел, поступили его деньги на счет оператора или нет. И чтобы не было такого, что «ой, вы рано волнуетесь, подождите, вылет-то еще не скоро...», - объясняет Николай Слюсаревский.

 

По его словам, в данный момент большинство туроператоров согласились с тем, что неправильно делать реестры договоров с туристами в виде одного документа в Excel или Word — с ними сложно работать и сложно в них что-то найти. Поэтому реестры будут стоять на сайтах в форме поисковиков, через которые туристы с помощью номера своей заявки и фамилии в латинской транслитерации смогут получить всю необходимую информацию о себе и своей заявке: с какого по какое будет тур, какие туристы и куда летят, какой отель и какое питание. «На сайте Pegas Touristik будет также видно, подтверждена ли и полностью ли оплачена заявка, а также выданы ли документы», - уточняет эксперт.

 

Постановление Кабмина предусматривает и наличие на сайтах операторов списков ТА, с которыми они работают. Такие реестры тоже готовятся (агента, с которым у оператора есть договор, можно будет разыскать по коду ЄДРПОУ или идентификационному). Но для туристов эта функция менее значима, поскольку нерадивые ТА могут позаключать договоры со всеми и нарушать их не переставая — это неинформативно для туриста, поскольку не является гарантией выполнения обязательств туркомпании.

 

Валерия Овсяник, 17.07.2019

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS