Проект закона: сменил лицо — уменьшил ФИГи

Эксперты туррынка обсуждают новый проекта закона (старый не прошел согласование в Государственной регуляторной службе), который МЭРТ опубликовал на сайте. Проект будут обсуждать больше месяца, а затем его вновь отправят на согласование в смежные ведомства. Главной темой для споров стали как всегда стали ФИГи (финансовые гарантии).

 

«В части гарантий новый проект значительно лучше предыдущего», - высказался глава правления ERV Мирослав Бойчин, впрочем, не уточняя, что именно ему нравится.

 

«Мне интересно посмотреть на этих людей, которые готовят изменения и вообще не разбираются в устройстве туристического рынка, - написал на странице Turprofi.com.ua управляющий партнер "Интерлайн Аэро" IATI UA Йосиф Андрик. - Почему турагент должен страховать свою ответственность перед туристом, если туроператор ее уже застраховал? (Про сумму мы пока молчим). Ведь он агент, который согласно закону, продает от имени и по поручению оператора. Его задача правильно информировать, принять деньги и передать их оператору. И за это отвечает оператор, ведь это он поручил агенту продавать. Если брать аналогию с авиабизнесом, то агенства страхуют свою ответственность перед авиакомпаниями в лице ИАТА. Если агент не перечислил деньги туроператору или неправильно информировал туриста, то должен отвечать оператор, ведь это его сфера ответственности. И не надо регулировать агентский бизнес. Надо правильно прописать ответственность оператора, тогда он сам будет думать, с кем заключать договоры и какие требовать гарантии. Что касается гарантии оператора в $200 тыс., то это смешно по отношению к крупным операторам, которые в день продают от 1000 до 3000 туристов — а это фактически 90% рынка. $200 тыс. — меньше их дневного оборота».

 

Чтобы что-то начать регулировать, надо понимать процессы и объемы, добавляет эксперт. Иначе это фактически продолжение дикого и безответственного рынка, на котором фактически мало кто отвечает за свои действия. «Только через суд можно чего-то добиться и то, если у тебя хорошие юристы. О защите прав туриста мало кто думает. Не говоря о государстве...», - делает вывод Йосиф Андрик.

 

«При отсутствующей нормальной судебной системе никакой закон работать не будет, что в него ни запиши. Поэтому считаю обсуждение очередного проекта бессмысленным», - категоричен другой специалист. Он напоминает, что каждый год в стране появляется как минимум один проект, который все долго и упорно обсуждают, потом этот проект куда-то исчезает и появляется новый, который тоже не принимают. «Пусть уже что-нибудь примут наконец, тогда и начнем волноваться — хуже ведь все равно не будет», - смеется собеседник.

 

Однако другие специалисты с ним не согласны, считая, что нельзя пускать такие вещи на самотек.

 

«У нас есть целый ряд замечаний. Весь этот законопроект гораздо менее объемный, чем был предыдущий. И в нем никак не решается вопрос учета турагентов, - говорит исполнительный директор УАТА Павел Григораш. - Но есть и позитивные вещи. Например, в нем учли нашу правку по поводу расчетов между субъектами турдеятельности. Мы писали ее еще к предыдущему проекту, и она его пережила. Суть в том, что турист может платить турагенту как угодно, но турагент или субагент должны платить деньги ТО или ТА соответственно только по безналу со своего расчетного счета. Это решает вопрос оплат, которые некоторые турагенты делают от имени туристов, и ухода от налогообложения. Возможно, частично решит и вопрос со скидками на рынке, который сейчас не контролируется».

 

«Что касается страхования 5% от оборота, то хочется спросить: кто-то общался со страховым рынком? Кто-то узнавал, готовы ли СК страховать эти риски? Если примут этот закон, а рынок не готов? К тому же для крупных туроператоров страховка должна составлять от 5 до 20 млн. долларов. Но как считать оборот? Ведь одни операторы показывают его полностью, а другие работают по договору комиссии. И та, и другая схема по закону может быть. Но однозначного трактования нет. И что мешает оператору каждый год создавать новое юрлицо и страховать его на 10 тысяч евро?»

 

На этот же момент обращает внимание и Павел Григораш: «Есть возможность уклониться от страхования своих объемов: в проекте указано, что если ТО ничего не продавал в предыдущем году, то для него действует минимальная ставка. Но операторам действительно ничто не мешает зарегистрировать два юрлица и каждый год перебрасывать между ними потоки. И турист фактически останется незащищенным. Этот момент нужно предусмотреть. Мы уже предлагали вариант связать разные юрлица понятием торговой марки. Ввести это понятие, чтобы когда несколько юрлиц работают под одним брендом, их деятельность и объемы считали совместно. Не по юрлицам, а по зонтичному бренду. Главное, корректно эту идею прописать».

 

По поводу гарантий для ТО, которые должны составлять 5% от оборота, но не меньше, чем 200 тысяч евро, эксперт высказывается осторожно. Идея, по его мнению, правильная, но есть нюансы: «Например, у нас по закону только туроператор может формировать турпродукт. Турагенты не могут подыскивать туристу сразу и перелет, и проживание. Поэтому многие турагенты имеют для таких случаев (когда их туристы просят найти им отель и заодно купить авиабилеты) туроператорскую лицензию. Но чтобы раз или даже пять раз в месяц оказывать такую услугу клиентам, оформлять страховку на 200 тысяч евро (а страховые премии при этом составят около 2% от названной суммы, то есть 4 тысячи евро) будет слишком дорого. Бизнес-модель этих компаний окажется под угрозой».

 

Ну а страховать ответственность турагентов так, как это предлагают, по мнению Павла Григораша, и вовсе нет смысла. «Ответственность перед туристом несет туроператор. Он застрахован. Единственное, что могут не так сделать турагенты, — собрать деньги и не перечислить их туроператору. Но это не решить страхованием, потому что это банальное мошенничество и страховка тут не поможет», - констатирует представитель УАТА, уточняя, что Ассоциация будет рекомендовать оставить фингарантии только для туроператоров.

 

Валерия Овсяник, 05.07.2019

 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS