Кадры хотят денег, а денег нет?

 

Очередное предсезонное обострение с дефицитом специалистов заставляет турбизнес переживать. «Сейчас в туризме меня беспокоят только кадры. Все остальное — мелочи», - признается директор "Делюкс Вояж" Максим Дереза. По его словам, нет проблемы найти клиентов, проблема есть в людях, которые должны этих клиентов обслуживать.

 

«Специалистов требуется больше, а готовых на рынке нет — нужно выращивать. Это время и инвестиции. Ну, и хочется видеть людей с мозгами, способных мыслить. Таких меньше. Чтобы вырастить топового менеджера необходимо три года. При этом соискатели хотят сразу хорошо зарабатывать. А это не про туризм. Тут путь к доходу длинный. Мы уже два года набираем кадры в Киеве и делаем это далеко не так быстро, как хотелось бы. За два года взяли всего 4 человека...», - признается Максим Дереза.

 

«Воронка продаж по кадрам сейчас такая же, как по клиентам, - подтверждает президент УАТА Антон Рудич. - Чтобы взять двух человек, нужно пригласить на обучение сотню. По результатам из этой сотни в офисы можно пригласить лишь трех-четырех человек. А это очень мало».

 

Что же не так с кадрами? Эксперты констатируют, что у претендентов на место даже при полном отсутствии опыта часто присутствуют завышенные требования к работодателю. «Ко мне как-то пришла устраиваться девушка и говорит, мол, вы понимаете, раньше у меня муж много зарабатывал, а я слышала что в турагентствах много платят — я же привыкла к деньгам... Чуть было не посоветовала ей поискать спонсора», - делится директор турагентства из сети «Море туров» Ольга Онищенко.

 

Другой турагент по имени Галина, рассказала, как одна из потенциальных менеджеров попросила ее сбросить в вайбер данные о количестве информации, которую придется выучить для работы, чтобы она могла убедиться, что ей это подходит.

 

«Мы три раза в год проводим Туристическую Академию Хорошего Отдыха и на каждую из них получаем 150 заявок. И больше всего нас удивляют предыдущие профессии людей, которые хотят работать в туризме, - смеется глава «Хорошего Отдыха» Александр Довгопол. - Например, в прошлом наборе у нас были оперная певица, глава райадминистрации и победительница конкурса красоты. Но с каждого из трех последних наборов мы взяли только по три человека, из которых сейчас работает шестеро...»

 

«Основная проблема — это особенности соискателей. Как, например, можно относится к тому, что человек записывается на собеседование, а потом не приходит (не предупреждая об этом) и на звонки не отвечает? Впрочем, это сейчас не только в туризме. Но ситуация в туризме усугубляется низкими зарплатами, - констатирует Антон Рудич. - Работодатели не хотят рисковать и делать инвестиции в новичков. На начальном этапе они хотят сэкономить: изображают, что платят, а менеджер изображает, что работает. Человеку ведь надо за что-то жить, а ему предлагают только проценты. И у него мысли о другом, естественно. Так что на самом деле виноваты обе стороны».

 

По словам эксперта, попытки работодателей и специалистов переиграть друг друга иногда приводят к конфликтам, после которых люди расстаются не самым лучшим образом. Работодатель становится на позицию «ты ничего не сделал, поэтому я тебе не заплачу». А это неправильно. «На начальном этапе нужно четко проговорить условия испытательного срока. Чтобы человек понимал, чего от него ждут и за что ему готовы платить, - уточняет Антон Рудич. - При этом мы не говорим о сложностях с персоналом, когда люди начинают левачить (это уже другая тема, не настолько распространенная). Или о тех случаях, когда менеджеры ждут, что будут ездить в рекламники с первого месяца работы. Им нужно объяснять, что это в первую очередь бизнес, а все остальное, в том числе рекламники, — приятное дополнение».

 

Глава «Артекс'94» Олег Пикерский уточняет: загвоздка еще и в том, что сейчас люди с опытом и клиентской базой не нуждаются в фирмах. Деньги можно перечислять на карточку, офис необязателен, хотя фирма остается гарантией того, что менеджер никуда не исчезнет. Тем не менее, люди понимают  можно работать фрилансером и чувствовать себя прекрасно. И не торопятся устраиваться в туркомпании, где им предлагают лишь проценты от продаж.

 

«В жирные годы соискатель, который ничего не умел, мог сказать, что он быстро учится, и получить хорошую зарплату плюс проценты. Сейчас доходность резко упала. И люди понимают, что планы выполнить практически невозможно — а они хотят стабильную зарплату. Хорошо, если у фирмы такой доход, когда можно прокормить не только продающих менеджеров, но и обслуживающий персонал. Однако это уже не так часто встречается: турфирм становится больше, чем туристов, и эта диспропорция ломает рынок. Крупным же компаниям с унифицированным продуктом нужны сильные трудоспособные исполнители, а не менеджеры», - объясняет Олег Пикерский.

 

По мнению Антона Рудича, опытный менеджер легко заработает себе на хлеб с маслом в любом месте. Но чтобы стать опытным, нужно практиковаться минимум два года. И вопрос только в том, за что жить до этого. «У нас не самая сложная отрасль. Есть сферы, где опыт получают дольше, но без знаний все равно никак», - разводит руками президент УАТА.

 

Именно поэтому туркомпании не хотят принимать выпускников, а хотят опытных специалистов. А опытные в фирмах не нуждаются. «Разве что рассчитывают надуть свои паруса за счет ветра в парусах компании», - отмечает Олег Пикерский. Вот и получается замкнутый круг. «Не говоря уже о том, что многие повзрослели, уехали за границу и открыли там свои фирмы. А в Украине тем временем не хватает рабочих рук — и это действительно серьезная проблема», - делает вывод эксперт.

 

Валерия Овсяник, 10.06.2019

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS