Туроператоры не поняли зачем, но обещали сделать

Не так давно Кабмин утвердил поправки в лицензионные условия деятельности ТО, одним из пунктом которых является обнародование информации обо всех турагентах, с которыми компаниям приходится работать, публикация договоров с туристами, а также задержек авиакомпаний.

 

Turprofi.com.ua опросил туроператоров, готовы ли они воплотить в жизнь все, что требуется от них по новым нормам и каков, по их мнению будет результат.

 

Директор Coral Travel Татьяна Прокопенко сообщила Turprofi.com.ua, что компания намерена запросить разъяснения у регулятора, чтобы понимать, как именно воплощать новые правила в жизнь.

 

Директор TEZ Tour Александр Новиковский отмечает, что в его ТО уже взялись за дело. Но эксперта расстраивает, что в новом постановлении нет уточнений насчет размера фингарантий и механизма выплат по ним: «20 тысяч евро — это маленькая суммадля чартерных туроператоров, работающих с массовыми направлениями. И в истории украинского турбизнеса до сих пор не было ни одного случая, когда бы эта гарантия была выплачена».

 

Банки исходят из того, что для выплаты туроператор должен признать себя банкротом, а это долгий процесс, поэтому механизм фингарантий и не работает, рассуждает эксперт. «На фоне этого мне не совсем понятно, что значит пункт о необходимости восстановить фингарантию в случае проведения выплат по ней в течение рабочего дня, следующего за днем проведения выплаты. То есть если туроператор обанкротится (считайте — станет неплатежеспособным), то он обязан будет, несмотря на это, пополнить свою гарантию на 20 тысяч евро? За счет чего? Ведь он банкрот!», - констатирует Александр Новиковский. Он добавляет, что либо в этой редакции постановления что-то забыли добавить, либо регулятор до конца не понимает механизма компенсации.

 

Turprofi.com.ua также обратил внимание, что массовые операторы по большому счету не переживают из-за новых правил. В TPG, например, огорошили новостью, что уже все реализовано. А директор «Компаса» Михаил Тюрин заверил, что опубликовать данные о ТА-партнерах и договоры технически несложно: «Их публиковали и раньше, но потом, когда ТО начали выстраивать свой ритейл, им стало невыгодно перенаправлять клиента к независимым агентам и они убрали с сайтов эту информацию. Очевидно, что сейчас для них вопрос обнародования всего списка агента не столько технический, сколько политический».

 

«Мое субъективное мнение: есть гораздо более важные проблемы в туротрасли, чем публикация данных о турагентах. Не говоря уже о том, что это может противоречить закону о защите личных данных. Перед IT и юристами теперь стоит вопрос, как эти требования воплотить и в каком виде, чтобы никто не пострадал», - объясняет представитель TUI Ukraine Андрей Кравченко.

 

Одновременно нишевые ТО, по наблюдениям Turprofi.com.ua, пребывают в растерянности, особенно из-за требований отслеживать и публиковать на их сайтах задержки всех рейсов, на которых могут лететь их туристы.

 

«Допустим, массовые туроператоры, как «Джоин», «Анекс» или ТПГ, у которых свои чартеры, могут отслеживать задержки, но как быть тем, кто берет у них блоки? Ведь авиакомпании не предоставляют блочникам такую информацию. И каким образом мы должны публиковать данные обо всех опозданиях? Вручную это делать невозможно, а никаких инструментов государство нам не дает. Общей онлайн-базы нет. Вот что мне прикручивать к сайту? Табло «Борисполя»? В общем, мы в шоке. Популистское, сырое постановление. Если перевозчики не могут обеспечить вылеты вовремя, наверное, надо браться за них, а не за туроператоров», - высказывает свое мнение глава «Сиесты» Ольга Дяченко.

 

Еще один эксперт обращает внимание, что все равно никакого контроля за списком агентов нет и быть не может. Соответственно, все это теряет смысл. «Если ТО опубликует перечень из пяти тысяч ТА, а у него их 12 тысяч — кто это проверит? Или тысяча агентов опубликована, а всего пять турагентов продают туры этой компании — такое тоже может быть. Ведь публикация данных и контроль за ними — две большие разницы. Конечно, все исполнят эти требования. Но они — лишь компромиссный вариант между крутыми санкциями и полным отсутствием санкций», - резюмирует эксперт.

 

Кстати, на днях управляющий партнер туроператора Zabugor.com Юлия Алексеева опубликовала данные, полученные на основе 18-летних наблюдений в компании, о том, что украинские турагентства живут в среднем 18 месяцев. Соответственно польза от публикации перечня всех партнеров-ТА любого оператора вызывает сомнения.

 

По словам эксперта, в компании решили размещать данные только о тех ТА, с кем подписывали договоры в течение последних трех лет (и все равно получилось более 1000 договоров, хотя Zabugor.com — не массовый туроператор).

 

Юлия Алексеева обратила внимание, что:

 

- 15% турагентов не берут трубку, а их сайт недействителен.

 

- 20% ТА закрылись — на их месте химчистки, салоны красоты, продажа ламината.

 

При этом за последние несколько дней поступили 5 заявок на подписание от новых турагентов. То есть бизнес-процесс не останавливается: кто-то приходит, а кто-то уходит. «Пока закончим с текущей базой — нужно будет начинать сначала», - констатирует Юлия Алексеева.

 

По ее мнению, куда правильнее было бы сделать открытый реестр турагентов и туроператоров с рейтинговой оценкой, основанной на формуле, привязанной к open data. «Подал статистику — «плюс» в рейтинге, не подал — «минус», сразу видна актуальность банковской гарантии и т.д.», - делает вывод госпожа Алексеева.

 

Валерия Овсяник, 31.05.2019

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 

Какой из крупных туроператоров был самым надежным летом-2018?

Join UP! - 3.6%
Anex Tour - 5.1%
TPG - 5.3%
TEZ Tour - 27.7%
Coral Travel - 41.8%
Pegas Touristik - 5.7%
TUI - 10.9%

Всего голосов:: 752