Что не так с украинским туризмом?

Авария в Карпатах, из-за которой погибли три человека (в том числе главный организатор поездки), а еще 12 попали в больницу с травмами разной степени тяжести, привлекла внимание к проблемам отечественного туризма. Предварительные результаты следствия говорят о том, что дорога была очень плоха, машина — неисправна, а водитель — пьян.

 

Turprofi.com.ua обратился к экспертам по внутреннему туризму с вопросами, что же у нас в отрасли не так, можно ли что-то с этим сделать и как правильно выбрать туркомпанию для экстрим-туров — на что прежде всего нужно обращать внимание?

 

Эксперты советуют ориентироваться в первую очередь не на цену и говорят о системных проблемах, с которыми туркомпании самостоятельно не справятся.

 

«Дороги. Я на сплавах сейчас, и вижу только дороги», - называет основное препятствие для развития туризма мастер по сплавам Игорь Волин.

 

Основатель «Дикого тура» Мила Дикая объясняет, что в Карпатах из-за плохих дорог машины приходят в негодность очень быстро, поэтому качественных, в хорошем состоянии автомобилей туда не покупают. «И ГАЗу-66, в котором недавно погибли люди, уже было лет 30-40. Он был «уставший». А так как цены на рафтинг компания-организатор ставила низкие, денег на машину, требовавшую регулярных вложений (тем более после таких дорог), не хватало. Насколько я знаю, водитель, который был за рулем того авто, пропуская встречную машину, переключал передачи с передней на заднюю, а в коробке передач что-то заело, машина начала съезжать, там ямы, отбойников нет, поэтому все и покатились в пропасть», - анализирует произошедшее эксперт.

 

По ее словам, дорога из Верховины на Буркут, где 6 мая случилась трагедия, — это горная дорога плохого качества, не укрепленная, без ограждений, без защитных сеток над дорогой и от дороги к реке. Она идет в сторону Румынии через село Шибеное, где находится пограничная застава. Местных жителей проживает там очень мало, основные — туристы. «По этой дороге ежедневно ездят рейсовые автобусы (36-38 посадочных мест), а ее и без того плохое состояние ухудшают лесовозы. Местные власти об этом знают, но ремонтов не проводят. Возможно, ждут именно таких громких случаев, как со срывом ГАЗ 66 в воду с жертвами, чтобы, наконец, получить средства на ремонт, поскольку срываются машины на этой дороге каждый год многократно. Об этом не говорится так, как о случаях с летальным исходом. Поэтому первое, о чем я подумала, когда узнала о падении машины в Черный Черемош, что это ожидаемо, не первый и, к сожалению, не в последний раз. Если эта ситуация сможет повлиять на власть и дорогой займутся по всем правилам, нужен жесткий контроль за реализацией ремонта, чтобы прекратить дальнейшие падения и жертвы», - считает Мила Дикая.

 

«К сожалению, турдеятельность государством никак регулируется и не контролируется. Заниматься сплавами, например, может любой», - констатирует представитель "Турклуба Тернополь" Александр Рыбаков.

 

Он советует и турагентам, и туристам при выборе компании обращать внимание на:

 

а) опыт фирмы.

 

«Сейчас основные организаторы безопасного рафтинга работают на рынке с 2005-2008 года. За это время на страницах сайта должно быть много фотоотчетов, в том числе со старым снаряжением (которое было новое в 2008)», - подсказывает Александр Рыбаков.

 

б) участие гидов в соревнованиях, спортивных походах, семинарах.

 

«Например, наши гиды часто участвуют и побеждают в соревнованиях по водному туризму и каякингу. Мы проводим спортивные походы по сложным рекам (Кавказ, Карелия, другие горные реки Украины). Об этом свидетельствуют фотографии на сайте и в соцсетях», - объясняет эксперт.

 

в) наличие современного снаряжения и правильное его использование.

 

«Но следует понимать, что это экстремальный туризм и вероятность получить какие-то травмы очень высока. Несчастные случаи происходят даже у очень крутых проводников и туроператоров», - аргументирует Александр Рыбаков.

 

Он уточняет, что толковый инструктор никогда не выйдет на воду без застегнутых и прилегающих каски / жилета (если это все же происходит, то участникам программы стоит задуматься) и не начнет сплав без детального инструктажа по технике безопасности: как грести, что делать, если выпал из лодки и т. д.

 

«И еще относительно рафтинга: правильный туроператор не возьмет начинающего на сложную реку без предварительной тренировки (сплава по более простому участку). Что мне сейчас не нравится: появилось много мелких местных фирмочек, которые занимаются рафтингом без малейшего представления о нем. Если раньше руководитель рафтинг-организации сам непосредственно имел опыт управления рафтом и т.д., то сейчас любой гуцул покупает рафт, приглашает гида (неизвестного качества) и организует катание. Не понимая, да и не имея возможности понять многих нюансов организации», - отмечает специалист.

 

«В последнее время активный туризм стал невероятно популярным. Лыжи, рафтинг, сплавы на байдарках, каяках, катамаранах, походы в горы, спелеология, альпинизм, - перечисляет в разговоре с Turprofi.com.ua директор частного предприятия "Екскурсії та подорожі "Київські фрески" Анжела Савченко. - Спортивные магазины обеспечат лучшим снаряжением. Но... не все готовы выложить приличную сумму за качественную экипировку и профессионального сопровождающего. Главный аргумент украинского туриста — "хотя бы на 5 гривен, но чтобы дешевле"».

 

По словам эксперта, инструкторов по рафтингу, лыжам, подъему в горы вроде бы достаточно. Существуют Ассоциации специалистов, занимающихся подготовкой таких кадров. И на самом деле не так много операторов предлагают услуги активного туризма, ведь снаряжение довольно дорого. А те, кто предлагает сплав, обеспечивают клиентов инструкторами, снаряжением, страхуют их и проводят инструктаж по технике безопасности перед сплавом. «Но по собственному опыту (в некоторых наших турах есть непродолжительные сплавы на байдарках) могу сказать, что не всегда сами туристы ответственно относятся к инструктажу и предупреждениям по соблюдению техники безопасности. Возможно, это украинская ментальная специфика — нежелание прислушиваться к важной информации (очень похоже на то), но наши люди не реагируют на требования соблюдения техники безопасности в любом транспорте», - делится Анжела Савченко.

 

«Как бы государство, федерации или другие органы ни следили за порядком, всегда можно найти себе на голову проблемы, - согласен Александр Рыбаков. - И жизнь туриста должна в первую очередь волновать его самого. А чтобы оценить уровень опасности, нужно учиться. То есть не идти сразу на сложные пороги, реки, не подниматься без опыта на Казбек или еще куда-то. Нужно постепенно и сознательно наращивать сложность, желательно при этом продолжать обучение и посещать семинары. Жизнь человека — это прежде всего его ответственность».

 

Те не менее, со стороны государства должен быть надзор за порядком на воде, уточняет госпожа Савченко: «Сейчас мы видим полное игнорирование развития активного туризма. О непригодности определенных участков дорог для перевозки людей нечего и говорить. Там просто страшно ехать. Вместо того, чтобы решать эту проблему, идет расходование средств на продвижение, конференции и всякие глупости. На пустословие вместо действий».

 

Другой эксперт, на условиях анонимности, высказывает мнение, что активный внутренний туризм в глубоком кризисе. И уже накопилась критическая масса: стечение обстоятельств, безразличие власти, слишком много мелких организаторов из бывших инструкторов, которые работают на «покушать» (денег и времени, а также понимания общей цели и миссии у них нет). «Местные, в том числе и эта коломыйская компания, с клиентами которой произошла трагедия, жестко демпингуют, что приводит к экономии на всем, в том числе и на безопасности», - делает вывод собеседник.

 

Александр Рыбаков расценивает гибель туристов в Карпатах как несчастный случай в результате стечения обстоятельств. «Если бы водитель был трезв, передача все равно могла не включиться. Если бы дорога была хорошая, все равно была опасность с нее съехать. Если бы авто было переоборудовано согласно закону, оно все равно бы разбилось. Хотя, конечно, все мы должны сделать свои выводы: водители — проверить свой транспорт, не садиться за руль пьяными. Укравтодор — вспомнить, что дороги в Карпатах нужно восстанавливать, потому что они в жутком состоянии. Государство должно подумать, как контролировать неопытных гидов. А мы, туроператоры, должны обратить еще больше внимания на транспорт и подготовку инструкторов».

 

Проблемных вопросов в активном туризме много, еще раз уточняет Мила Дикая, но, касаясь их, не хочется отвлекать внимание от главной проблемы — ужасного состояния дорог. «Именно отсутствие ответственности за аварии, которые происходят из-за плохих дорог, дает возможность Укравтодору не спешить с ремонтом ни этой дороги, ни дорог в Мукачево, в Кропивницкий или Кривой Рог, в Николаевскую область и многих других дорог, которые находятся в опасном состоянии», - резюмирует эксперт.

 

Валерия Овсяник, 10.05.2019

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS