Начался турагентопад — сезонный ли он?

 

 

Тревожная тенденция опять наметилась в отрасли. Отдельные турагенты, лето для которых прошло неудачно (или, возможно, наоборот), пытаются выйти из игры с деньгами туристов, одновременно входя на рынок с другой стороны под новыми позывными. При этом пытаются сделать так, чтобы за отдых клиентов заплатили их партнеры.

 

«Это сезонная проблема. Агентства начинают слегка сыпаться. Пытаются обманывать нас, — делится с Turprofi.com.ua глава IT-Tour Юрий Авдеев. — Перерегистрируются в «Айти-туре» под видом новой компании, с другим названием, и опять обманывают».

 

По словам эксперта, за последнее время уже две фирмы с разницей в три месяца пытались провернуть одну и ту же аферу. К счастью, в «Айти-тур» внимательно отслеживают всю информиацию о бронировках и агентах.

 

«Три месяца назад турагентство "Маркет-тур" бронирует у нас тур с выездом через два дня и говорит, что все оплатило. Но мы видим, что нет. Находим туристов через соцсети, оказывается, они передали деньги турагенту за несколько месяцев до этой поездки в Турцию (6 тысяч долларов). Мы им сообщаем, что деньги турагент не перечислил и они никуда не летят. Туристы успели быстро сориентироваться — заплатили за тур повторно и улетели на отдых. А с турагентством разбирались сами», - рассказывает Юрий Авдеев.

 

И вот пять дней назад повторяется то же самое с другим киевским агентством («Бест Тревел ТО») и другими туристами на аналогичную сумму, продолжает историю глава "Айти-тур". «Директора у агентств разные, документы в порядке, но мы их идентифицировали по одному и тому же номеру телефона (066 855-75-39) и по схеме кидка. Тут же нашли туристов и сообщили им, что деньги не перечислены. Эти туристы тоже не стали зевать, разыскали агента и каким-то образом все решили - полночи перечисляли деньги за свой тур в Эмираты и улетели на отдых. Видимо, эти агентства покрывают за счет новых туристов старые долги, перекладывая деньги из одного кармана в другой. В конце концов каких-то туристов просто надуют», — констатирует Юрий Авдеев.

 

Он полагает, что таких агентов сейчас немало. Хотя многие из них еще живут по инерции на летних оплатах. «Но к Новому году проявятся все. И составлять черный список бессмысленно — не хватит места, чтобы записать все фамилии и телефоны», - резюмирует эксперт.

 

Гендиректор сети ТА «Поехали с нами» Олег Кулик считает, что проблема с такими агентами на самом деле круглогодичная. Просто летом им легче держаться на плаву за счет оборотных средств. А вот в межсезонье все косяки и недочеты вылезают наружу.

 

«Я бы разделил таких агентов на два типа: реальные мошенники, которые выходят на туррынок именно с целью обмануть (таких немного), и турагенты, которые не умеют вести бизнес: не могут отличить свои деньги от чужих, правильно рассчитать затратную часть на офис и зарплату, в итоге вынуждены покрывать издержки из денег туристов. По сути, вторые тоже совершают мошеннические действия, но назвать их таковыми язык не поворачивается, потому что первоначально они ничего подобного не планируют», - объясняет эксперт.

 

Он уточняет, что в его сети тоже были когда-то такие ситуации, после чего компания взяла финансовую дисциплину под строгий контроль: как только в системе становится видно, что агентство активно делает брони, но деньги за них не перечисляет (или перечисляет не полностью), в сети сразу принимают меры — выясняют, что происходит, почему нет оплаты. И если все повторяется регулярно и долги агента растут, его могут даже исключить из сети. Потому что у таких ТА высока вероятность использования оборотных средств. Агент придерживает деньги, значит, не справляется.

 

«Главное при этом — не затягивать с реакцией. Либо агент берет себя в руки сразу, либо вы с ним расстаетесь, пока он не натворил бед. Иногда туроператоры жалеют свою розницу и доводят до того, что нерадивый агент успевает сделать сотни бронировок без оплаты. И тогда так просто эту проблему не решить. Как минимум пострадает ваша репутация», - констатирует господин Кулик.

 

Он напоминает, что сетям проще следить за дисциплиной, поскольку каждый франчайзи проходит перед входом в сеть фейс-контроль, его офис также должен быть предварительно одобрен, поэтому просто так сменить название и сказать, что я — это не я, невозможно. В то же время туроператору сложнее отследить вольные агентства (особенно новые) и количество сделанных ими неоплаченных бронировок (тем более, если они сделаны у разных ТО). Но надо стараться душить такие попытки в зародыше.

 

Директор TEZ TOUR Александр Новиковский отмечает, что в сети его компании с финансовой дисциплиной все строго и таких случаев не бывает. "В то же время мы следим за тем, что происходит на туррынке. И если видим, что у наших коллег с кем-то из агентов возникли проблемы, проверяем его и более пристально следим за тем, чтобы все было вовремя", - делится опытом глава ТО.

 

«Если агентство открылось только-только, то, конечно, есть риск, что оно «перевоплотилось». Я знаю несколько таких агентов, которые из года в год меняют названия и продолжают всех подводить под монастырь. Уберечься от них полностью невозможно, но можно минимизировать риски, - рассуждает Олег Кулик. - А туристам стоит проверять информацию о своем туре по номеру бронировки. На сайтах некоторых ТО это можно сделать автоматом, а если нет, то можно просто позвонить туроператору спустя несколько дней после оплаты тура и спросить, оплачен ли он».

 

Валерия Овсяник, 29.10.2019

 

Франчайзи прикарманил миллион — кто виноват?

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS