Каким будет закон "О туризме"

Судьба двух проектов закона «О туризме» (варианта ТАУ, внесенного в Раду еще в конце прошлого года, и проекта АЛТУ) остается неясной.

Непонятно также, что будет с Госагентством, за которое в данный момент ломают копья сразу три министерства: культуры, спорта и экономики. Ходят слухи, что профильный госорган возглавит один из руководителей самого крупного украинского ТО, хотя это неокончательно. А пока идет борьба за кресло и ведомство, закон отодвинули на второй план. Чиновники, но не мы.

Как сообщил корреспонденту Turprofi.com.ua глава «Европейского туристического страхования» Мирослав Бойчин, проект Туристической ассоциации Украины не поддержали участники круглого стола, организованного подкомитетом комитета по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма Верховной Рады. Представители конкурирующих с ТАУ общественных организаций нашли в проекте ряд недочетов, в результате чего документ отправили на доработку. Однако, по кулуарной информации, этот вариант не примут в любом случае, поскольку он слишком многим не нравится.

Такого мнения придерживается и глава ВАТО Игорь Голубаха, который раскритиковал проект коллег по цеху, заявив, что к нему слишком много вопросов: «Многие моменты и предложения специалистов отрасли там не учтены, есть ошибки...». Он добавил, что участникам последнего обсуждения дали 10 дней на то, чтобы обдумать необходимые отрасли изменения, после чего их внесут в закон, мол, уже есть определенные договоренности с парламентским комитетом. С какого момента начался отсчет этих 10 дней, эксперт, к сожалению, не уточнил.

Между тем, глава ТАУ Борис Выхристенко настаивает, что законопроект будет доработан и внесен на рассмотрение вновь. По его словам, многие претензии представителей других профильных организаций надуманы. «Мы писали этот законопроект с учетом планируемых изменений в Конституцию, в Бюджетный и Налоговый кодексы и будем работать над ним дальше», – пояснил господин Выхристенко, по мнению которого, закон «О туризме» должен быть направлен, в первую очередь, на поддержку въездного и внутреннего туризма, позволяющего пополнить государственный бюджет, а не способствовать тому, чтобы деньги вывозились за границу. Он также напомнил, что серьезной проблемой отрасли в данный момент остается отсутствие лицензирования и какого-либо контроля за деятельностью турагентств. «Жаль, что государство этим мало сейчас интересуется», – резюмировал эксперт.

Напомним, что при Госагентстве по туризму и курортам еще осенью была сформирована рабочая группа, которая готовила свой вариант проекта закона «О туризме». Полгода представители ТО, ТА, профессиональных и общественных организаций, а также страховщиков и банкиров регулярно собирались, чтобы подготовить устраивающий всех документ. В итоге свою версию проекта презентовала АЛТУ – всем остальным было предложено высказываться и вносить поправки, но в этом месте совместная работа прервалась, так что предложения других участников процесса обсудить не успели.

На сайте Госагентства висят предложения туркомпаний, но непонятно, учтут ли их. Глава АЛТУ Александр Новиковский сообщил, что ведет переговоры с общественными организациями и сетями, чтобы доработать проект: «Я сам посещаю все рабочие группы, которые только можно». На вопрос, будут ли приняты во внимание предложения членов рабочей группы и если да, то какие именно, Александр Новиковский ответил утвердительно, но не смог вспомнить, что именно учтут.

Между тем, основные замечания представителей отрасли касаются фингарантий. Большинство боится, что их сделают неподъемными. Например, Ассоциация туристических организаций Мариуполя и Приазовья направила в Гостуризмкурорт официальное письмо с предложением в ст.16 добавить пункт о том, что для туроператоров, годовой валовый доход которых не превышает за предыдущий календарный год сумму, эквивалентную 1 млн. евро, установить ФИГи в размере, эквивалентном 20 тыс. евро. Председатель Ассоциации господин Ворожбит аргументировал свою позицию тем, что большая часть операторов Украины имеют годовой оборот до 1 млн. гривен (меньше 100 тыс. евро). В качестве доказательства он приложил официальное письмо со статистикой за 2013 год от областной госадминистрации управления культуры и туризма Донецкой области.

Очень серьезно поработал над поправками в закон туроператор «Олена Капустян». Компания предложила внести в ст.5 пункт об обязательном для руководителей ТО образовании в области туризма, менеджмента, экономики или юриспруденции, а также о стаже работы в туризме для них не менее трех лет (норма должна вступить в действие через три года с момента принятия закона, чтобы туркомпании успели перестроиться).

Выполнение обязательств туроператоров перед туристами «Олена Капустян» предлагает обеспечивать банковской гарантией и/или страхованием, и/или страхованием каждого договора на туробслуживание.

Если ТО не обеспечивает страхование каждого договора, то минимальный размер ФИГов должен зависеть от годового валового дохода. Если за предыдущий год этот показатель не превышает 5 млн. евро, то ФИГи должны быть в размере 10 000 евро.

Если с тем же размером годового валового дохода ТО организует чартерные программы, то его ФИГи должны составлять 50 000 евро.

Если годовой валовый доход ТО – от 5 до 10 млн. евро, то ФИГи составят 250 тысяч евро.

Доход от 10 млн. до 50 млн. евро предполагает наличие фингарантий на сумму, эквивалентную 750 000 евро. Ну и тем, у кого годовой валовый доход будет больше 50 млн. евро придется обеспечить гарантии на 1 млн. евро.

Минимальный размер ФИГов для новичков на рынке предлагают сделать в 50 тысяч евро.
Для нового туроператора или такого, который не вел туроператорскую деятельность предыдущем в календарном году, минимальный размер финансового обеспечения составляет 50 000 евро.

В случае страхования каждого договора на туробслуживание размер страхового возмещения должен быть не менее суммы настоящего договора. Убытки, причиненные туристу по вине ТО или его партнеров, должны возмещаться туристу в течение пяти банковских дней с момента предъявления туристом (заказчиком) соответствующего требования, кроме случаев, указанных в статье 24. (Например, если услуга не была оказана по вине туриста или по причинам, не зависящим от туроператора: из-за решения властей или ответственных лиц. Или если турист испытал неудобства из-за ремонтных работ по решению местных властей и проч.).

Пункт 7 о финответственности турагента перед туроператором «Олена Капустян» предлагает исключить из проекта, как и два абзаца статьи 34, которая касается саморегулируемых организаций. По мнению эксперта, членство в СРО для туроператоров не должно быть обязательным. Также туроператор должен иметь право быть членом нескольких СРО.

Такой взгляд на СРО поддерживают не все эксперты. Замдиректора по правовым вопросам Pegas Touristik Николай Слюсаревский уверен, что система перехода на СРО в туризме не может допускать существования нескольких таких организаций, так как это нарушает принципы классического саморегулирования и лишает их всякого смысла. Фактически, это организации профессионального самоуправления, которые в других странах называют палатами или гильдиями. Они защищают интересы профессии в обществе (гильдии врачей или нотариусов, которые следят за выполнением норм профессиональной этики и проч.). СРО должна быть, по мнению эксперта, одна, а членство в ней – обязательным. В то же время, нельзя передавать государственные функции частным компаниям: устав таких организаций утверждает министерство, причем руководство СРО должно регулярно меняться, и выполнять свои функции на бесплатной основе.

Пока споры об СРО неактуальны, так как закон о саморегулируемых организациях не принят. Но как только это случится, рынок может оказаться в очень неудобном положении, считают собеседники.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS