Турагентов прижмут с личными счетами?

Заместитель главы ГФС Евгений Бамбизов сообщил на своей странице в Фейсбук, что фискалы предложили банкам предоставлять в ГФС не только информацию о счетах, открытых препринимателями, но и о счетах, которые ФЛП открыли на себя как на физлиц. Это поможет фискалам привлечь к адекватному налогообложению максимальное количество предпринимателей, считает он.

 

По официальным данным, из 1,9 млн самозанятых лиц всего 964 тысячи имеют официальные счета в банках, остальные получают оплату за товары и услуги на счета как физлица, не платя налоги.

 

Будут ли налоговики требовать отчет за деньги, поступившие на личный счет предпринимателя? 

 

«По идее такого не должно быть, – говорит налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская. – Если это бизнес, то это бизнес. Формально личные счета – это личные счета. И если я кому-то что-то пополняю, а кто-то пополняет мне, я просто подтверждаю, что это не связано с бизнесом. А если связано, то у меня есть сроки подачи годовой декларации о доходах. И я могу подать это как доход от какой-то бизнес-активности и выполнить свою функцию добросовестного налогоплательщика».

 

Эксперт полагает, что вряд ли все это работает в данный момент. Есть типология операций и банки их мониторят. Они могут спрашивать и требовать обоснования, за что приходят деньги. Но когда человек работает как ФЛП, у него есть еще личный счет. И это две разные вещи, никак не связанные.

 

«У налоговой нет никакого основания включать в доход деньги, которые проходят по личным счетам. В данный момент это даже незаконно, да и нет механизма, который бы позволял затребовать у субъекта отчитаться по личным вкладам. В конце концов, я могу получать финпомощь или одалживать деньги – это мое личное дело. Но банк и так все мониторит. И если люди думают, что они не в поле его зрения, то расстрою их: банк постоянно собирает информацию, в том числе о крупных транзакциях. И надо было бы давно задуматься о том, что большой объем транзакций по личным счетам – это плохо. Банки ежедневно отправляют в Госфинмониторинг свод о том, какие операции и в каких суммах проходят. Другое дело, что их задача – мониторить, а не отправлять фискалам», - объясняет Александра Томашевская.

 

Но она уточняет, что тут есть другие риски. Например, если бизнесмен баллотируется в депутаты, а через какое-то время делает политическую карьеру, то сведения о движении на его счетах через какое-то время могут стать публичными. Но даже если человек не политик, а бизнесмен (и даже неважно в какой сфере), эксперт не рекомендует использовать личные счета для бизнеса. «Тут уже надо понимать, что в таком случае надо подать годовую декларацию физлица. И если у вас есть какие-то доходы, которые можно декларировать как облагаемые, их надо декларировать. Тем более, что для этого есть время. Если мои транзакции проходят сейчас, то декларирование у меня будет возможно до 1 мая 2019 года. Так что схватить меня за руку нельзя. Можно только направить запрос, в ответ на который можно написать, что я подам годовую декларацию физлица в установленные законом сроки – и все. Так что все эти разговоры, скорей всего, – страшилка», - констатирует Александра Томашевская.

 

Впрочем, это не значит, что можно расслабиться и делать, что хочешь. Часто турагенты, боясь делать бронировку по телефону без предоплаты и зная, к примеру, что сегодня турист приехать не успеет, предлагают перечислить им деньги на личный счет. Допустим, это 50 тысяч, которые агент тут же снимает и за вычетом своей комиссии, платит туроператору (иногда через терминал). В этом случае у него может быть куча проблем.

 

«Предпринимателю запрещено проводить транзакции любым путем кроме как через предпринимательские счета. Бизнес-расходы и доходы нужно вести именно по ним. Если агент просит пополнить ему личную карту, значит, он скрывает доходы от государства. При стоимости путевки больше 50 тысяч эту сумму можно проводить по безналу только через банк. Возможно, человек не хочет проводить это с выставлением счета и ищет какой-то другой путь. Некоторые турфирмы обязаны проводить эти деньги через кассовый аппарат. И тоже не жаждут это делать, пытаясь обойти закон. Но ничего хорошего в этом нет. Как показывает практика, первые же проблемы с поездкой: не вылетел самолет, не заселили, не выселили, бог знает что еще – и человек начинает предъявлять претензии, а у него даже нет документа об оплате. Он пополнял какую-то карточку. А с этими исходными данными даже судиться тяжело. Никому это не интересно: ни туристу, ни турфирме, потому что все эти расчеты недоказуемы».

 

Когда турагент лично пополнил счет туроператору, неизвестно, провели этот платеж или нет, неизвестно вообще, за что он был, аргументирует Александра Томашевская. И турагенты, которые скрывают свои несчастные 50 баксов комиссии, должны хорошо подумать, зачем они это делают. Потому что они могут приобрести себе проблем на гораздо большую сумму, чем заплатили бы налогов.

 

«В туризме люди, к сожалению, не соизмеряют свои риски с тем, как работают. И туррынок действительно остается в тени. Но если говорит о мониторинге личных средств, то просто надо задуматься, как фирма будет существовать, когда контроль будет полным и окажется, что невозможно скрыть или фальсифицировать сведения о продаже. Поэтому надо сидеть и рассчитывать бизнес-модель прозрачной работы», - резюмирует эксперт.

 

Валерия Овсяник, 02.08.2018

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS