Туррынку не нужны клиенты?

К такой мысли я прихожу, наблюдая за всем этим хаосом, в который мы все больше погружаемся.


Я считаю, что основным риском для турагентского рынка в долгосрочной перспективе являются самостоятельные путешествия. Мы уже сейчас наблюдаем этот тренд, когда туристы отказываются от турагентских услуг и организуют свой отдых сами. И мы только в самом начале этого пути. При этом «турпакетный» рынок делает все, чтобы самостоятельных туристов становилось больше. Мы их туда активно заталкиваем, создавая ужасный по качеству турпродукт.


Не верите? Давайте посмотрим вместе.


1. Турагенты


По мнению сотрудников некоторых туроператорских компаний, за последний год произошел резкий рост турагентского рынка. И речь идет не о 5-10%, а о росте в разы больше. Легкость входа на рынок, отсутствие регуляции, наличие консолидаторов, дающих со старта высокую комиссию. Да и туроператоры в большинстве своем не фильтруют своих агентов. Естественно, что этот рынок перенасыщен дилетантами, не способными предоставить качественные туруслуги.


2. Авиакомпании


Думаю, не стоит подробно описывать то, на чем осуществляются чартерные перевозки. Старые самолеты, отсутствие сервиса, постоянные задержки, переносы, смена бортов, смена авиакомпаний и т.д. Какой нормальный турист это будет терпеть, когда есть альтернатива – нормальные европейские компании! Направлений, куда можно улететь регулярными рейсами, с каждым днем становится все больше. И я уверен, что в ближайшие годы на наш рынок зайдет еще не один перевозчик с хорошим парком, сервисом и четким графиком полетов.


3. Туроператоры


Не буду утверждать, что все описанные здесь проблемы являются следствием деструктивных действий туроператоров. Но я уверен, что именно в компетенции туроператоров свести их к тому минимуму, который будет оставаться в рамках приемлемой погрешности для рынка.

 

Что отпугивает туриста? 

 

- Непоселения, при этом не по вине отеля.

 

- Подтверждение броней в сроки до 7 дней из-за торга по тарифам. У меня иногда складывается ощущения, что все бронируемое турагентами на 80% не имеет контрактов и утвержденных тарифов. Получили заявки, связались с отелями и начались торги насчет тарифов. В то же самое время можно зайти на booking, выбрать отель, забронировать, получить мгновенное подтверждение и оплатить номер при заселении. Удобно же: и ждать не надо, и цена не изменится.

 

- Продажа туров без согласованных программ. По раннему бронированию все туры стоят с идеальным расписанием и вылетов – в избытке. С приближением сезона все графики меняются, полетки режутся и т.д.


4. Законодательство


Вы когда-нибудь показывали юристу «Договор с туристом», который турагент должен подписать от имени туроператора? Один мой знакомый юрист изучил договор и охарактеризовал его такой фразой: «Тут написано: ты нам отдаешь деньги, а мы тебе ничего не должны». Так и есть.


А закон «О туризме»? Рынок работает по закону от 1995 года. Кто-то есть тут из тех, кто в том году занимался туризмом? Дальше – больше: над новым законом работают уже 9 лет, и все никак не могут его родить. А в это время рынок работает практически на саморегулировании, т.е. кто как хочет, тот так и регулирует.


5. Принимающие компании


Как часто вы получаете жалобы на гидов? Мы регулярно. Единственное желание гида в отношении туриста – впарить экскурсии. И чем больше ты купишь экскурсий, тем лояльнее к тебе гид. А если ты не покупаешь, интерес к тебя тут же пропадает.

 

Итак. Если турист получает такой «классный» набор сервисов от организованного туристического рынка, то зачем ему этот рынок? По многим направлениям самостоятельный туризм выигрывает даже в ценовой конкурентной борьбе.


Может стоит об этом задуматься и создать наконец классный сервисный продукт, который будет достойной альтернативой самостоятельному туризму? Или нам действительно не нужны клиенты?

 

Максим Дереза,

директор «Делюкс-Вояж»,

27.06.2018

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 
 

Какой из крупных туроператоров был самым надежным летом-2018?