Нужна ли турагенту гарантия?

Представители турбизнеса на конференции УАТА предложили ввести фингарантию не только для ТО, но и для турагентов.

 

В частности, исполнительный директор «Джоин Ап!» Дмитрий Сероухов во время обсуждения ФИГов для ТО заметил: «Меня тревожит другой вопрос: … как туроператор защищен от недобросовестного турагента? Как турагент защищен от недобросовестного туриста? … Как нам проконтролировать те 6 тысяч агентств, которые с нами работают каждый день? В день мы получаем более тысячи бронировок и физически не можем знать о том, как эта тысяча бронировок проведет взаиморасчет с нами».

 

По словам Дмитрия Сероухова, в то время, как оператор несет множество финрисков, турагент ничем не рискует. Агент не может отработать в минус, поскольку он продает тур и получает свою комиссию: «У вас каждая продажа с прибылью, а для туроператора не каждая продажа с прибылью. При этом ответственность перед туристом несет туроператор — не турагент. В суд пойдет турист разбираться с туроператором (в этом месте часть агентов в зале заволновалась и несогласно загудела. - Turprofi.com.ua), вы с каждой своей продажи имеете прибыль, но имеете право вовремя не заплатить туроператору (в рамках 1-2 банковских дней) — у кого как прописано. Вы можете заплатить за день до вылета.”

 

Почему это терпят туроператоры? Потому что хотят закрывать свои кресла, объясняет Дмитрий Сероухов. «Я бы хотел, чтобы в законе были нормы, которые предусматривают для турагентов такую же ответственность, как и для туроператоров», - уточнил он, вспомнив про историю с Яной Клочковой, где туроператор выполнил свои обязательства, а вот насколько хорошо отработал турагент — никто не знает. «Почему тураператор должен отвечать за недобросовестного турагента? - поинтересовался у аудитории Дмитрий Сероухов. - Наверное, реестр всех турагентов... будет помогать нам всем в работе и будет помогать туристам выбрать правильного турагента. Но я подчеркиваю: в законе нет ни одной нормы ответственности турагента перед туроператором или перед туристом. ..почему туроператоров дифференцируют по объемам, а турагентов — нет?»

 

На вопрос Turprofi.com.ua, как это воплотить в жизнь, Дмитрий Сероухов ответил: “Чем больше турагент, тем больше он должен оплачивать, как и мы. Я думаю, это должен быть такой же какой-то процент. Если для туроператоров приняли 5%, то пусть это будет 5% и для турагента тоже — сейчас этого нет вообще. И такой пункт, если он появится, будет большой победой». На просьбу уточнить, как определить объемы оперирования турагентов, если многие, как уже выяснилось, вообще платят от имени туристов, выпадая из процесса, собеседник ответил, что раз туроператоры должны отчитываться и на основании своего прошлогоднего отчета страховать свой будущий объем, то и турагенты должны делать то же самое.

 

Однако уточнить, каким именно образом агенты должны отчитываться и что нужно внести в закон, чтобы они это начали делать, Дмитрий Сероухов оказался не готов: «Но почему бы не транслировать точно такую же отчетность, какую должны вести туроператоры, на турагентов?»

 

«Мы категорически против введения каких-либо финансовых гарантий и других административных ограничений для турагентской деятельности, - говорит член правления TPG Елена Бойко. Украина в Соглашении об ассоциации взяла на себя обязательства по дерегуляции рынков и в конце концов начала подниматься в международных рейтингах (напр., "Doing business"). Поэтому странно звучат предложения по ограничению рынка туруслуг и созданию барьеров для входа и работы на рынке агентств. Возможно, кто-то из игроков рынка рад был бы монополизировать турагентскую деятельность путем установления имущественных или иных барьеров для агентов. Но мы с этим не согласны». 

 

По мнению Елены Бойко, турагентская деятельность не требует каких-либо ограничений со стороны государства. Количество банкротств в отрасли не больше и не меньше, чем в других отраслях экономики. И если следовать целям обеспечения прав потребителей через фингарантии, то надо вводить их во всех отраслях без исключения: от продуктовых магазинов до изготовления обуви, считает эксперт.

 

В других компаниях (особенно турагентских), в которые мы обратились за комментариями, идею страховать ответственность ТА не поддерживают. «Во-первых, это невозможно технически, поскольку турагенты в основном работают всерую и никто не знает, какие объемы у каждого из них есть сейчас и будут завтра — все зависит от сезона и удачи. Сегодня ты продал 1000 путевок, а завтра — 100. А платить 5% от тысячи? Это несерьезно. Во-вторых, ситуаций как с Клочковой — единицы. Реальную угрозу могут представлять турагенты-мошенники, которые просто не перечислять туроператорам деньги. А на таких страховки не распространяются. Ими должна заниматься полиция. Ну и в-третьих, туроператоры подстраховывают риски с задержками по оплатам (и валютным колебаниям) с помощью коммерческого курса валют», - на условиях анонимности высказывается один из экспертов.

 

Кстати, под нашим материалом о перечислениях от имени туристов, появился любопытный комментарий, на который, по нашему мнению, стоило бы обратить внимание тем, кто будет работать над законом. «Що робити туроператору-юридичній особі, яка, виступаючи як турагент, повина буде оформити убезпечення на 5% від всієї вартості туру, а не від комісії, якщо перерахує гроші від туроператора?». Мы надеемся, этот вопрос Тараса Королюка, не останется без внимания.

 

Валерия Овсяник, 05.12.2017

 

http://www.turprofi.com.ua/novosti/2137-zapretite-nam-platit-ot-imeni-turistov 

http://www.turprofi.com.ua/novosti/2141-zakon-o-turizme-prodolzhat-obsuzhdat 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS