Еще пять лет и турагент не понадобится?

 

Недавно, один из наших экспертов заявил, что всякие мелочи, вроде задержек рейсов и переселений туристов, его давно не волнуют: «Я знаю, как с этим справиться. Меня гораздо больше беспокоит уход клиентов в онлайн — вот это действительно проблема, которую мы все остро чувствуем».

 

Под влиянием этого пессимистического умозаключения, мы решили еще раз убедиться, что в этом смысле изменилось и насколько быстро продолжают двигаться туристы в онлайн. А самое главное: так ли уж ослабли позиции простых тружеников туристической розницы.

 

Напомним, что в 2015 году, по оценкам экспертов, около 15% всех покупок авиабилетов делались в Украине онлайн. И по прогнозам, к 2020 году количество онлайн-бронировок в этом сегменте должно было достичь 40%. Основатель Tickets.ua Сергей Кравец в 2015 году разделил туристический рынок на традиционный (50%), корпоративный (25%) и мобильный (25%). Однако он предполагал, что к 2018 году онлайн на украинском рынке должен будет увеличиться до 30%, мобильные бронирования — вырасти до 10%, корпоративные — вернуться к 30% (они слишком зависят от состояния украинской экономики), ну а традиционный бизнес должен был потерять еще 20% и остановиться на 30%.

 

Прошло два года. Что мы видим в реале? Вот мнения экспертов:

 

Основатель и гендиректор TripMyDream Андрей Буренок:

 

«Для начала сделаю оговорку, что никто не имеет точных данных об объеме рынка не только организованного туризма, но и самостоятельного. Поэтому все мои комментарии будут скорее субъективными, но базирующимися на примерах из мировой практики.

 

Итак, забирает ли онлайн клиентуру у турагентов? Да, забирает. Много? Нет, это еще не так ощутимо, но все изменится в ближайшие 5 лет.

 

Во-первых, организованный туризм сам по себе поделится на онлайн и оффлайн, где до 20% (это мегаоптимистично) отойдет к бронированию через онлайн-сервисы.

 

Сегодня в Украине уже есть попытки продавать через интернет, но по нынешним объемам — это пока вообще ни о чем. Для примера возьму соседнее северо-восточное государство, где мне известно как минимум три сильных продуктовых и агрессивных в маркетинге игрока – это level.travel, onlinetours.ru и travelata.ru. Три названных компании вместе привлекли от инвесторов десятки миллионов долларов на развитие бизнеса и перевода оффлайна в онлайн. И за 5 лет доля продажи в туров в онлайне достигла максимум 5 % (это тоже оптимистично).

 

С чем они столкнулись?

Не только с тем, что туриста, привыкшего к агентам и помощи в принятии решения, нужно учить (а это очень дорого, ведь путешествуют в среднем 1-2 раза в год, и ты сегодня научил, а купят в лучшем случае только через год), но еще и с тем, что практически все операторы были технологически не готовы интегрироваться с онлайн-сервисами.

У них не было API, возникли сложности с ценообразованием и подтверждением и т.д.

 

На каком этапе наши основным игроки?

Пять лет назад, когда мы создавали TripMyDream, мы пришли ко всем игрокам туррынка и никто не смог с нами интегрироваться. Многие вообще разговаривать не захотели даже, а мы изначально были настроены иметь готовые туры у себя в решении. Думаю, к лету 2018 они уже в каком-то виде будут у нас интегрированы и развернем онлай-продажи туров. Я так уже третий год говорю (смеется).

 

Во-вторых, доля самостоятельного туризма существенно вырастет, и не обязательно при этом заберет огромную долю у агентов.

 

В развитых странах самостоятельный туризм – это до 50 % рынка.

 

Что этому поспособствует в Украине?

 

1. Удобные и надежные онлайн-сервисы, такие как наш.

У нас в месяц совершается около 600 000 поисков авиабилетов. А направления Анталии и Египта почти не ищут, т.к. монополия на чартеры у операторов и в онлайне их купить не так просто. У нас есть предложения от одного ОТА, но они нестабильны.

 

2. Введение безвиза. Это уже сняло определенную психологическую напряженность, но огромного роста пока нет. Почему? У нас еще нет интересных цен на авиабилеты в Европу как у тех же европейцев. За 20 евро еще не слетаешь на выходные. А city-break это именно то, что будет бумом, когда появятся интересные цены.

 

3. Приход low-cost игроков.

Что развивает бизнес? Конкуренция и наличие предложения.

Пока у нас все очень грустно, но подождите год-два — и все исправится.

 

Нужно ли агентам переживать? Да, нужно, но только в том случае, если им больше заняться нечем. Большинство туристов еще хочет, чтобы за них все решили и не готовы быть самостоятельными путешественниками, принимающими все решения.

 

Я и сам часто покупаю отдых в Турции в агентствах, в этом году моя семья уже пятый раз полетит туда на каникулы, но каждый раз мы самостоятельно выбираем отель и от агента нужна только достойная цена и доступ к оператору. Задумайтесь, как это может поменяться, если у меня и остальных будет такой же прямой доступ к оператору. Нужен ли мне будет агент?»

 

 Руководитель отдела продаж и маркетинга «Амадеус Украина» Евгений Трофимчук:

 

«Сейчас действительно наблюдается рост в сегменте самостоятельных путешествий, на что, конечно, повлияло и введение безвиза, и усовершенствование сервисов, способствующих самостоятельному планированию. Но сказать, что это существенно преобразит туристический рынок Украины, вряд ли можно. Есть основные факторы, влияющие на это.

 

1. Первый фактор — время, которое необходимо потратить туристу, чтобы самостоятельно изучить и сравнить предложения всех поставщиков, участвующих в обеспечении путешествия. Перелет, трансфер, проживание, перемещения внутри страны – все это займет немало часов. Ценность агентства в том, что для них это знакомый материал, с которым они работают ежедневно, поэтому можно ожидать, что ТА сформирует оптимальный пакет по запросу туриста в минимально короткий срок. Для этого у агентства имеется соответствующий инструментарий в виде различных автоматизированных систем, в т.ч. ГДС, и самое главное – опыт. К тому же есть много нюансов при планировании путешествий, которые для самостоятельных туристов сложны и вызывают много вопросов. Это, например, стыковки рейсов, комбинирование различных видов транспорта, сезонность, загруженность важных туристических POI (point of interest) и т.д. Агентства действительно могут помочь туристу получить лучшую стоимость при максимальном качестве.

 

2. Второй фактор — качество. Для перевозчиков, будь то авиакомпании или ж/д провайдеры, основной деятельностью остается предоставление транспортных услуг, хотя мы все являемся свидетелями сдвига доткомов перевозчиков в агентскую модель. На сайтах некоторых авиакомпаний вы уже можете купить не только перелет, но и дополнительные сервисы, и тревел-контент, как например, страховку, авто или отель. Однако это все-таки не ваше родное и надежное агентство, которое выручит в любой нестандартной ситуации во время путешествия. А они иногда случаются. Агентские продажи билетов составляют 85% продаж всех глобальных авиаперевозок (включая лоукосты). Очевидно, агентства пока делают работу по обслуживанию туриста лучше, и эта тенденция сохранится.

 

3. Третий фактор — профессиональное программное обеспечение. Множественность предложений поставщиков тревел-услуг и их сложность, которая обусловлена коммерческими задачами, сохраняет необходимость работы с профессиональным ПО. Технологии обеспечивают агентствам доступ к лучшему туристическому контенту, лучшим тарифам, гарантируют самый высокий в индустрии коэффициент boookability (бронируемости). Это важно для агентства и выгодно туристу.


Основываясь на опыте других рынков, можно сказать, что сейчас самостоятельные путешествия – это тренд. Но достигнув пика, он, вероятно, пойдет на спад. Агентское предложение при этом будет эволюционировать и всегда останется актуальным».

 

Директор по развитию бизнеса B2C в СНГ и Восточной Европе компании Aerobilet Йосиф Андрик:

 

«В Украине, как и во всем мире, больше всего развита онлайн покупка авиабилетов. Я думаю, уже больше половины всех авиабилетов покупают таким образом.

Недавно и авиакомпания МАУ приложилась к тому, чтобы большинство ее билетов покупалось на собственном сайте перевозчика. А вот с остальными туруслугами ситуация иная.

 

Многие пользуются booking.com и другими OTA для бронирования отелей, но таких — не более 25%. С продажами же пакетных туров в этом смысле еще печальнее: там продажи онлайн составляют не больше 2-3% (и это усилиями самих туроператоров).

 

Тем не менее, такие услуги становятся все доступнее, и будут активно развиваться. Обычно онлайн-продажи развиваются эспоненциально. Вначале — медленно, а после происходит бурный рост. Стремительное увеличение можем наблюдать уже на продаже авиабилетов онлайн. Думаю, в течение 5 лет мы это увидим. По моим расчетам, через пять лет онлайн -сегмент будет уже занимать 70-80% от всех продаж в туризме».

 

Коммерческий директор Travel-Life.PRO Виктор Федосюк:

 

«Действительно, летом, после ввода безвизового режима, мы заметили проседание спроса от наших агентов. Менеджеры турагентств жаловались, что индивидуальные поездки туристы начали бронировать самостоятельно (конечно же, исключая "чартерные" направления). Однако могу сказать, что некоторые агентства с высоким профессиональным уровнем в состоянии не только правильно проконсультировать, но и удержать клиента. Кроме того ближе к осени (сезон для путешествий по Европе, куда в основном едут самостоятельные туристы) спрос начал восстанавливаться.

 

А если обратить внимание на зарубежные рынки, можно увидеть, что да, после активного входа онлайн-тревел-сервисов спрос от клиентов на традиционные агентства изначально упал. Но сейчас сохраняется тенденция его восстановления, так как туристы очень ценят экспертизу. Собственно профи выживают».

 

Подготовила Валерия Овсяник, 25.09.2017

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS