Кто заплатит за «Идриску»?

 

Этот вопрос становится все острее. Если утром руководство туроператора обещало партнерам «оплатить рейс в течение часа», то к 17:00 оно просто перестало выходить на связь со своими партнерами. Туристы по-прежнему ждут в аэропортах, однако надежды на вылет все меньше.

 

«Мы обзвонили туроператоров, которые брали блоки у «Идриски». Если они соберут деньги на возвратный рейс (хотя бы для покрытия расходной части: топливо, взлет, посадка), мы готовы полететь и всех туристов забрать. Мы дали им расчеты — они пока думают», - сообщил Turprofi.com.ua гендиректор DART Вячеслав Лисиченок, по словам которого, с подобной ситуацией авиакомпания столкнулась впервые.

 

Вечером появилась информация о встрече в Министерстве (не совсем ясно, в каком именно), намеченной на 19:30, где будут присутствовать замминистра, глава "ИдрисКи-тур" Идрис Казими и представители авиакомпании — решать, за чей счет будут вывозит туристов, оставшихся за границей.

 

«Мне сказали, что там якобы будет представитель «Идриски». Мы готовы вывезти людей. У нас два самолета стоит. Но кто-то должен это все оплатить», - отмечает гендиректор DART Вячеслав Лисиченок. Он отмечает, что заявления представителей ТО о том, что новое руководство авиакомпании не в курсе договоренностей между сторонами, не соответствует действительности. «Какое новое руководство? Я пошел в отпуск, на это время меня заменила Виктория. Никаких новых договоренностей не было. Все очень просто: платите деньги и летите», - отмечает Вячеслав Лисиченок.

 

Учитывая катастрофическую нехватку билетов в Испанию, договоренность между туроператорами-блочниками о вывозном рейсе была бы неплохим вариантом. Однако туристов других ТО на борту (а это, по-видимому, настоящие везунчики) не так много, чтобы оплачивать из-за них весь самолет. Пассажиров в срочном порядке пересаживают.

 

«Есть клиенты на Тенерифе. Наземка у нас своя, а вот перелет был чартером «Идриски». Сейчас ищем им другой вариант добраться (за наш счет, естественно), но билетов нет. Вплоть до того, что рассматриваем варианты «Белавиа» - «Аэрофлот». Некоторые перелеты получаются дороже всего тура», - констатирует гендиректор «Зевс Тревел» Юлия Тараненко.

 

За свой счет решила вывозить туристов и сеть ТА «Поехали с нами». «К сожалению, из Испании нет чартеров — это усложняет дело. К счастью, билеты на регулярные рейсы (по тем направлениям, куда чартеров не ставили, «Идриской» были оплачены», - говорит президент УАТА Антон Рудич, ассоциация которого активно включилась в работу и с самого утра собирает сведения о пострадавших. Эксперт добавляет, что из-за отключения онлайна туроператора, нельзя посмотреть, какие были сделаны заявки, что очень плохо и для сетей и для тех, у кого нет полной уверенности в своих данных по туристам.

 

Тем временем туроператор GTO Travel Company, который в этом деле вообще ни при чем, создал фонд в 3 000 евро на пропорциональную компенсацию пострадавшим расходов, понесенных на возврат в Украину. «У нас нет туристов на этих чартерах, просто я считаю, что нельзя бросать за границей людей, - пояснил свой поступок глава GTO Travel Company Михаил Тюрин. - И я думаю, что если бы еще несколько туроператоров сейчас скинулись, то всех бы спокойно вывезли».

 

Возможно, так бы и случилось, но пока желающих заняться благотворительностью больше нет. Кроме, конечно, тех, кто связан договорными отношениями или просто платил за тур от имени туриста.

 

Представитель «Ами-вояж» Александр Испанцев рассказал, что написал все необходимые письма туроператору на электронную почту (напомним, что офис туркомпании закрыт) и теперь ждет. Туристов пересадили на регулярку за свой счет и сами договорились об оплате с партнерами уже существующих броней в отелях на прямую — благо, успели перечислить в ТО лишь 50% стоимости тура. «Работа у турагентов такая. Не знаешь, где потеряешь, а где найдёшь. Меня в этой истории смущает в первую очередь то, что все сотрудники ТО заранее знали, что он сегодня не откроется и не пришли на работу. Говорят, что им вчера еще сказали сидеть дома и ждать дальнейших указаний от руководства».

 

Глава «Пан Терра» Валентина Искра вспоминает, как платила когда-то за туристов «Слободы-тур». Сейчас, по ее словам, турагенты просто помогают своим туристам, подсказывают, проводят оплату и договариваются («вплоть до трансфера»).

 

В самом неприятном положении (если забыть о туристах) оказались те ТА, которые платили от имени клиентов. Они вынуждены возвращать им все из своего кармана. «Агенты, которые "платили не так" — принимали такое решение самостоятельно, находясь в здравом уме и без принуждения. Они не могли не знать, что такая ситуация может иметь место, поэтому возврат полной стоимости туристам — это цена, которую они должны заплатить за свои решения, высказывается директор консалтинговой компании «Блакитна Хвиля» Нина Козенко.

 

Крупные туроператоры, наблюдающие за происходящим, продолжают тем временем возмущаться ситуацией на туррынке.

 

«Ничего удивительного. Я думаю, это не последний сюрприз в текущем году, - высказывается коммерческий директор TEZ TOUR в Украине Аркадий Маслов. - Как можно ставить Испанию и Португалию, объявляя их основными направлениями, и не иметь за душой поддерживающих направлений? Сегодня есть такие туроператоры, которые весь сезон летают с загрузкой в 30%, и мы понимаем, что долго они не протянут. Забавно бывает читать, что кто-то у кого-то откусил объемы и вырвался вперед. Все эти отрывы — минусовые. Мне вообще странно, как этот оператор так долго продержался. Еще вчера их менеджеры вели переговоры с авиакомпаниями, а сегодня — бац. И офис закрыт».

 

Аркадий Маслов высказывает предположение, что на балансе у «Идриски» в данный момент нет активов: «Офис наверняка взят в аренду у физлица, фингарантия на 20 тысяч евро — это одно название. А все потому, что государство не защищает потребителей. Туроператорской деятельностью могут заниматься непрофессионалы. Да, рынок должен регулировать себя сам, посредством профессиональных общественных организаций, и государство не должно вмешиваться в бизнес. Но это не значит, что оно не должно защищать потребителей от недобросовестных игроков в отрасли. А у нас все на доверии. Фингарантии для туроператора не могут быть меньше миллиона, причем не какими-то там бумажками, а реальными деньгами, к примеру в виде депозита в государственном банке. И так чтобы с момента официального банкротства распорядителем средств становилось третье лицо, занимаясь компенсацией и возвратом средств пострадавшим. Нужно ввести фискальные чеки в ТА, чтобы туристы могли восстановить свои права в подобных ситуациях. Вот в чем задача государства: заботиться о безопасности и защите прав своих граждан, а не пиариться в фейсбуке, как это делает Иван Липтуга».

 

Мнением Ивана Липтуги на этот счет мы обещаем поинтересоваться сегодня же.

 

Валерия Овсяник, 31.08.2017

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS