Беременные: кого не пускают в самолет?
Случай с беременной женщиной, которую не пустили без дополнительной справки МЕDIF на борт самолета МАУ, летевшего из Дубая в Киев, вызвал большой резонанс.
Эксперты, к которым Turprofi.com.ua обратился за комментариями, разделились на два лагеря. Часть считает, что капитан корабля имел полное право отказать женщине в посадке, мол, лучше еще раз убедиться, что у нее нет противопоказаний, чем потом принимать роды в небе между Азией и Африкой. Часть же находит странным отказ перевезти туристку, у которой были документы, указанные в качестве обязательных на сайте авиакомпании.
Пока МАУ готовит официальный ответ, мы поинтересовались у экспертов, часто ли бывают подобные ситуации и почему обычно беременных не пускают в самолеты. Надеемся, эта информация поможет путешественницам не оказаться в такой же ситуации.
«Начнем с того, что те, кто стоит на регистрации в аэропорту, — сотрудники не авиаперевозчика, а хендлингового агентства, - объясняет директор "Загорья" Игорь Короленко. - В данном случае это были представители местной дубайской компании. Так что если там и произошло нарушение, то это был именно их косяк. Хотя они действительно могли посоветоваться с капитаном, за которым всегда остается окончательное решение».
«На моей памяти такого, чтобы командир принимал подобное решение, не было. По процедуре представитель в аэропорту (station manager) уполномочен снимать с рейса кого угодно, если видит потенциальную угрозу пассажирам и / или экипажу — и речь не только беременных, - говорит эксперт авиаотрасли и директор по развитию IT-компании, связанной с авиацией, Виктор Логвиненко. - Кстати, наличие справок еще не дает 100% гарантии, что человека примут к транспортировке — важно его внешнее состояние, возможно, по нему заметно, что он неважно себя чувствует».
Человек на регистрации мог посоветоваться с командиром и сослаться на него, чтобы прикрыть себя. Но в любом случае юридическую ответственность до трапа самолета несет представитель на регистрации, а на борту — командир, уточняет Виктор Логвиненко.
«Мы не знаем нюансов, которые стали причиной отказа, - говорит эксперт в авиаотрасли Сергей Хижняк. - Но у авиакомпании есть правила перевозки пассажиров. И у сотрудников на регистрации — четкие инструкции, которым они следуют». Собеседник уточняет, что у некоторых перевозчиков в базовом аэропорту даже есть свой врач, который должен согласовать кейс пассажира перед вылетом. Это ведь щепетильный процесс. Также существуют правила страны, из которой вылетает самолет. Их тоже приходится неуклонно выполнять.
«В нашей практике негативных случаев не было, - делится руководитель корпоративного отдела «Авиалиги» Ольга Бродская. - Пассажиры летали вплоть до 32 недели беременности, справки у них не требовали. Я бы сказала, что у авиакомпаний достаточно лояльные требования к совершению перелетов беременными. К примеру, у Lufthansa написано: "Будущие матери, чья беременность протекает без осложнений, могут совершать перелёты рейсами авиакомпании Lufthansa вплоть до завершения 36-й недели беременности или же до того момента, когда до предполагаемой даты родов останется четыре недели. При этом медицинская справка от врача-гинеколога не требуется. Однако мы рекомендуем женщинам, срок беременности которых превышает 28 недель, иметь при себе действительное письмо от наблюдающего врача."
Тем не менее, при планировании перелетов беременных, пассажиров с животными, со спецбагажом и т.д. нужно изучать не только правила вылета из своей страны, но и правила прибытия и вылетов из страны в которую путешествуешь, считает директор "Стиль Авиа" Евгений Хайнацкий. «Может быть, там запрещена перевозка кроликов в салоне самолета или пассажир должен иметь 28 прививок. И в нестандартных путешествиях надо быть готовым ко всему, сто раз перепроверять правила о том, что разрешено, а что запрещено», - объясняет эксперт.
По словам Игоря Короленко, нужно помнить, что человек на регистрации имеет свое субъективное мнение. Если ему вдруг показалось, что живот туристки слишком большой для срока, указанного в справке (а это ведь все очень индивидуально физиологически), то он вполне может перестраховаться и потребовать от женщины справку от местного врача. Ведь не дай бог с ней что-то случится в пути — под угрозой окажутся жизнь и здоровье сразу двух человек.
Сергей Хижняк уточняет, что авиационный персонал подходит к регистрации пассажиров очень серьезно, с точки зрения максимальной безопасности, предпочитая перестраховаться. И справка от врача-гинеколога для беременных — обязательное требование во многих авиакомпаниях. «Недавно на борту «Турецких Авиалиний» родилась девочка, - напоминает эксперт. - Конечно, все закончилось хорошо, и мы увидели фотографии улыбающегося экипажа с малышкой на руках. Но даже представить сложно, что там происходило до этого. Что на самом деле пережила роженица, персонал и пассажиры. Кроме того для таких случаев у авиакомпаний также есть четкие инструкции — самолет должен приземлиться в ближайшем аэропорту и отправить маму с новорожденным в больницу. Насколько я помню, ту женщину также оставили с ребенком в незнакомой африканской стране. То есть все не так уж и весело, как думают некоторые. И подобные случаи происходят регулярно. Возможно, после очередного события, авиакомпании ужесточили какие-то правила».
Виктор Логвиненко считает, что командира можно понять. Маршрут Дубай—Киев — специфический: лететь далеко и расстояние — фактически предел для 737-800. То есть при заправке самолета применяется так называемый танкеринг (керосин заливают "под пробки"). И если вдруг беременной станет плохо, то по инструкции нужна срочная посадка. «А 800-ка, как и другие самолеты, с полными баками сесть не может — от гидравлического удара оторвет крылья, то есть придется вырабатывать топливо пару часов — это время. Да и где там садиться? По курсу аэропортов — не густо. Разве что Синайский полуостров. Экипаж, конечно, может принять роды — в идеале. А если что-то не так? Применение бортовой аптечки строго регламентировано — применяется в крайних случаях (аллергическая реакция у пассажира). Могут в итоге вообще посадить экипаж за непреднамеренное».
«Иногда о каких-то нюансах стоит предупредить авиакомпанию заранее, - советует Сергей Хижняк. - Позвонить в колл-центр, к примеру, или отправить письмо в службу поддержки, поинтересоваться, есть ли специальные процедуры и требования, в том числе в стране, куда вы летите. Предупредить о том, что у вас особые обстоятельства. И вообще быть внимательнее». К примеру, есть люди, у которых рамки на контроле по авиабезопасности реагируют на искусственные зубы. Они об этом знают и информируют авиакомпанию заранее, чтобы исключить возможные дополнительные неудобства. А тут — беременность.
«Справку МЕDIF требуют многие перевозчики. И на их сайтах это указано, - отмечает партнер юрфирмы «Анте» Андрей Гук. - Когда пассажир покупает билет, где МАУ договорной или один из перевозчиков, нужно заранее узнавать, какие документы необходимы, так как ответственность за отсутствие документов несет пассажир».
Если пассажира все-таки снимают с рейса, то потом пишут рапорт и берут в качестве свидетелей агентов, которые присутствовали на регистрации, рассказывает о процедуре Виктор Логвиненко. Затем в срочном порядке отправляют документ в службу пассажирского сервиса и безопасности авиакомпании for further evaluation. Если подобное происходит на борту, то решение принимает командир. Принципы те же: бортпроводники докладывают командиру и принимается консолидированное решение с последующим рапортом. Обычно для пассажира мотивируют отказ тем, что переживали за него самого. Но если доходит до судебных разбирательств, то в 99% случаев пассажиры выигрывают.
Евгений Хайнацкий напоминает, что никто не хочет брать на себя ответственность за жизнь и здоровье матери и ребенка. А любой перелет — это стресс для организма со своими перегрузками, изменениями давления, климата и другими негативными факторами. «В правилах есть четкие сроки беременности, когда можно летать без ограничений, сроки, в которые летят только с разрешения врача, и сроки, в которые летать запрещено», - добавляет собеседник. Пассажиру прежде всего нужно изучить эти правила досконально еще во время приобретении билетов, а не совершать перелет "на свой страх и риск". Причем при вылете из другой страны могут быть свои правила, которые всегда нужно заранее узнать.
«И вообще, как говаривал мой один знакомый пилот: когда в кабину заходит перепуганная стюардесса и говорит, что у нас там пассажирка собралась рожать, у командира обычно начинаются схватки, а у второго пилота отходят воды», - смеется Виктор Логвиненко.
«Откровенно говоря, я бы не летал на таких сроках без жизненной необходимости бог знает куда. Это ведь пять часов в одну сторону и пять часов в другую. Даже взрослым здоровым мужчинам нужно время, чтобы после такого перелета прийти в себя. Плоду нужен покой и тишина, а не волнения и смена климата. Конечно, летать беременным не запрещено, как, кстати, и пить алкоголь, но будущие мамы должны думать головой», - высказывается Игорь Короленко.
«Сейчас туристка имеет право подать в суд на службу, не принявшую ее к перевозке в Дубае, или на агента/авиакомпанию, которая выписала билет без необходимого набора документов (если документов все-таки не хватало). И пусть с этим разбираются юристы», - резюмирует Евгений Хайнацкий.
Добавим, что у эмиратской авиакомпании flyDubay более строгие правила перевозки беременных, чем у МАУ. Свободно летать на арабском лоукостере можно до конца 27 недели. Если срок больше, то нужно предоставить медзаключение или письмо с подписью или печатью врача или акушера, удовлетворяющего эмиратским стандартам квалификации, с указанием точного срока беременности в неделях, предполагаемой даты родов, подтверждения нормального протекания беременности и готовности пассажира к полету во временных рамках забронированного рейса. Медицинское заключение или письмо должно быть написано на английском языке не ранее, чем за 7 дней до даты вылета.
Услугами flyDubay нельзя воспользоваться после конца 35-й недели беременности (дата обратного вылета должна быть не позднее этого срока).
Если женщина ждет двойню или тройню, то она не сможет улететь этой арабской авиакомпании при сроке более 31 недели.
На сайте авиакомпании Emirates указано, что справку от врача нужно предоставлять после 29-й недели. При многоплодной беременности в этой авиакомпании не разрешают летать самолетами после 32-й недели. При одноплодной беременности полеты после 36-й недели разрешаются только с предварительного разрешения медицинского отдела Emirates. И пассажирам также необходимо предоставить форму MEDIF для дополнительной информации.
Emirates также напоминает, что в некоторых странах существует запрет или ограничение на въезд беременных женщин, не являющихся гражданами этих стран. И такие вещи нужно уточнять в местных консульствах или посольствах.
Валерия Овсяник, 24.04.2017
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
- Басейн та свій собака - головні вимоги 16-09-2023
- Join UP!: топ-3 напрямків літа 16-09-2023
- П’ять крутих автобусних турів від TPG 05-10-2022
- В Вильнюсе поддержали Украину 29-05-2022
- Гроші за тури повернуть після війни 29-04-2022
- Як повернутися до України? 11-04-2022
- Туркомпанії відмовляться від російських софтів 06-04-2022