Один из вариантов провести выходные в Праге

На выходных редактор Turprofi.com.ua опробовал новый маршрут поездки в Прагу с детьми. Вояж состоялся благодаря доступным рейсам авиакомпании Wizz Air, игнорировать которые было просто невозможно. Один билет из Киева в Катовице стоил 37 евро, а билет из Братиславы в Киев — 18 евро. На пятерых перелет из Киева и обратно стоил 274 евро. А учитывая вылет из Жулян, куда с правого берега добираться удобнее, пройти мимо было невозможно.

Мы раздумывали, не съездить ли на выходные в Закопане или в Краков. Но в итоге решили посетить сразу три страны: Польшу, Чехию и Словакию, в которой мы еще ни разу не были.
Сейчас можем авторитетно сказать, что детям младше 10 лет будет тяжело выдержать все это за несколько дней. Или растягивайте поездку по времени или ограничьтесь одним-двумя городами. Для тех, кто постарше, — никаких проблем нет.

Итак, Wizz Air: наши впечатления — безупречно. Пилоты, стюардессы, сервис — все, как должно быть у хорошего лоукостера. Вылет вовремя, действия четкие, стюарды и стюардессы приветливые, взлет и посадка быстрые, но мягкие. Все, что дополнительно — за деньги. На регистрации отдельные пассажиры, как всегда, пытаются пронести бесплатно слишком большие сумки или дополнительные сумочки. Но дешевые билеты этого не предполагают. Авиакомпания должна окупать свои рейсы, иначе бизнес утратит смысл.

- Дамской сумочки у вас с собой нет? - удивленно интересуются у меня на регистрации.
- Нет, я знаю, что бесплатно можно взять только одну небольшую сумку. Я выбрала рюкзак.

Мужчине с пластиковым чемоданчиком у соседней стойки не хватило одного сантиметра — колесики не пролезли в «измеритель» багажа.

- Но ведь производитель пишет, что размеры моего чемодана меньше разрешенных вами 42х32х25! - досадует пассажир.
- К сожалению, указанное производителями — не всегда правда, - разводят руками сотрудники авиакомпании. - Придется заплатить за его провоз. Или можете оставить кому-то, пока не улетели.

У нас с собой только сменное белье, носки и пять книг (сразу скажу: книги тащили зря — не повторяйте наших ошибок). С пятью рюкзачками идем на посадку без дополнительных трат.

Помните время, когда Wizz Air продавал билеты без мест? Вот это был кошмар при посадке в самолет! Все выстраивались в очереди у дверей на аэродром или выпрыгивали из автобусов, как горные козлики и мчались занимать то, что поближе к выходу или бежали искать несколько мест рядом, когда летели с детьми или друзьями. Зарезервировать определенное кресло можно было только за дополнительную плату. Сейчас места резервируют пассажирам, как в обычной авиакомпании, просто так. Никто никуда не бежит, все спокойны — красота.

В Катовице

Наш борт в Катовице был заполнен на 90%. Моргнуть не успели, как оказались на месте.

Любопытно было увидеть местный аэропорт, который в последнее время украинцы ругали. Мол, и сервис там не очень, и пограничники злые, и здание маленькое. Ерунда! После британского Лутона сияющий чистотой аэропорт Катовице кажется прекрасным дворцом. Возможно, пять пограничников на прием пассажиров одного рейса и маловато, но наш самолет в субботу в это время приземлился один, так что столпотворения не было.

У аэропорта стоял автобус, на котором мы и еще десяток пассажиров за 50 минут доехали до вокзала, купили билеты до Праги и даже еще успели походить там по магазинчикам и кафе. Не разобравшись, прихватили в дорогу пару бутылочек воды Zuber.


- Мама, она сероводородная?
- Мама, она не протухла?
- Почему она горько-соленая?
- Полезная, наверное, очень?
- Там поезд идет! Бежим!


Пока усадили всех и расселись сами, пока прочитали, что за водичка, все три бутылки выпили. А ее, оказывается, надо было разводить и пить по полстакана в день. К счастью, обошлось без последствий.


Кто ездит, тот знает, что в Европе почти нет поездов с купе, в которых можно полежать. Места только сидячие — это минус. Зато в некоторых вагонах сделаны детские отсеки с экраном для мультиков и минимальным набором игрушек. Есть рестораны и продавцы напитков возят по вагонам свои тележки. Но 4,5 часа — это все-таки многовато, если едешь с детьми. Они уже ко второму часу успевают прочитать все вагонные журналы, разгадать там все кроссворды, посидеть на ступеньках в детском купе (кресел в них нет) и проверить все туалеты во всех вагонах всех классов на предмет того, где какое мыло и в каком не работает умывальник.


Хотя пейзажи за окном могут быть очень интересными, если светит солнышко. По домикам и дорогам видно, что Чехия — зажиточная страна.

В Праге

О Праге рассказывать много не будем: все знают, что это очень красивый город (фото Turprofi.com.ua можно посмотреть здесь). Но вот что привлекло наше внимание, помимо красот и достопримечательностей.

1. В столице Чехии очень много русскоговорящих. И туристов, и местных жителей. Еще десять лет назад такого ощущения здесь не было. Каждый третий (а в центре города — так и вообще каждый второй) общаются по-русски. Как будто это не ты приехал в Прагу, а Прага к тебе.

В Чехии постоянно или долговременно проживает около 500 тысяч иностранных граждан. По данным местного статистического управления, около 60% из них – украинцы, словаки и вьетнамцы. Украинцы — самые многочисленные. Большинство из них живут именно в Праге и составляют там 13% населения. И около восьми тысяч жителей Праги — непосредственно русские. Если добавить к этому огромное количество туристов, которые ежедневно прибывают посмотреть на этот прекрасный город, то становится немножко жаль чехов, которые хоть и зарабатывают на приезжих, но чувствуют себя среди огромного количества иностранцев наверняка не очень комфортно.

2. Цены.
Очень легко и удобно сравнивать их с украинскими, так как крона и гривна сейчас почти на одном уровне. Один евро — 27 гривен или 25 чешских крон.

Так вот. Тем, кто позиционировал Украину как очень дешевое туристическое направление, можно уже не стараться, а начинать делать акцент на качестве. Потому что в Киеве цены на проживание и питание такие же, как в Праге, а иногда и выше. Покушать в ресторане в самом центре, конечно, будет дорого, но не дороже, чем у нас.

К примеру, съесть лазанью (пять порций), попить чайку с лимоном плюс вода в самой дорогой забегаловке на Староместской площади в девять утра, когда все остальные еще закрыты, — 1400 гривен. Зато дневное меню в хорошем ресторане в «нецентральном центре» — около 90 гривен (суп и большая порция второго). В магазинах цены такие же, как у нас. Ну, «Моцарелла» дешевле. Распродажи брендовой одежды и обуви радуют — шопоголикам рекомендуем.

Поскольку из ЕС давно сплавили к нам все сильнодымящие машины, а старым автомобилям запрещают въезд в исторический центр, воздух в городе свежий и гулять там по улицам, в отличие от задымленного Киева, приятно. Трамваи ходят часто и быстро — у них приоритет перед пешеходами и машинами. Никому даже в голову не придет ехать по путям или парковаться на них. По правилам, если между запаркованным транспортным средством и трамвайными путями остается расстояние меньше 3-5 метров, то парковка вдоль путей запрещена. Запрещается также парковка на расстоянии до 5 метров от перекрестка, пешеходного перехода и остановки общественного транспорта. Если машина припаркована неправильно, ее могут увезти на штрафстоянку. Понятно, что за все будет платить водитель-нарушитель. Вот этот опыт Украине стоило бы перенять.

Купив билет на общественный транспорт на 24 часа можно за день объехать все достопримечательности, даже не спускаясь в метро, не задерживаясь в пробках, не думая, на чем и как добраться до нужного места. И это действительно приятно впечатляет. К слову, суточный билет действует и для фуникулера на Петршин, откуда открывается чудесный панорамный вид на город.

В этот наш приезд впервые в жизни встретили в чешском трамвае контролеров. Высокие, сильные, с жетонами. Безбилетников не нашли.

В Братиславе

До словацкой столицы добирались опять на поезде. Четыре часа томления, хождений по вагонам из ресторана и обратно и смотрения в окна. Опять вокзал, опять покупаем билеты на 24 часа. И в отель. У банкомата на вокзале нас караулит цыганка. Уходим.

Здесь тоже общественный транспорт на высоте.

Братислава намного скромнее Праги. Понятно, что в Чехословакии приоритетом была другая столица. Но есть в этом городе свое тихое обаяние. Люди здесь спокойные, приветливые, как и сама Братислава. Тоже чистый воздух. В ресторанах на окраине и в центре — серьезная разбежка в цене. Если в спальном районе супчик в дорогом ресторане стоит 2 евро, то в центре города, в маленькой таверне супчик продают за 14 евро.

В магазинах опять дешевле, чем в Киеве. «Актимель» - примерно 6 гривен за бутылочку. 250 граммов упакованной клубники — полтора евро. Прошлись везде, посмотрели все, что хотели. Два раза переехали через Дунай и обратно — не могли договориться, где лучше выйти, чтобы попасть в ресторан UFO на вершине опоры моста (на высоте 85 м). Так и не пошли.

Очень понравился отель «Братислава». Конечно, комнаты небольшие и скромные, нет холодильника и мини-бара (для 4* это странно), но все новое и чистое, видно, что номерной фонд недавно обновляли. Персонал отличный. И завтрак перед вылетом мы оценили по достоинству. Вроде ничего особенно: нарезки, фрукты, овощи, горячие колбаски, сосиски, омлеты, десерты, соки-чай-кофе-какао — стандартный набор, но все очень вкусно. Даже дети ели с удовольствием. И самое главное, почему мы выбрали эту гостиницу — она всего в десяти минутах езды от аэропорта. Если вылетаешь рано утром, это очень важно.
В общем, рекомендуем.

Аэропорт Братиславы такой же чистенький и красивый, как в Катовице.
Девушка на погранконтроле зачем-то пыталась подцепить ногтем мою фотографию в паспорте. Наверное, проверяла, не подделала ли я его, чтобы проникнуть через Словакию на территорию Украины. ))

И снова Wizz Air, украиноговорящие стюарды. Самолет заполнен на 100%. Только сели — и уже в Киеве. Солнышко светит вовсю. Вот так за четыре дня мы потратили 274 евро на перелеты и 330 евро на поезда для пяти человек. Спасибо Wizz Air!

Повторять наш подвиг необязательно, потому что на прямом рейсе в Прагу или Братиславу (в зависимости от вашей конечной цели), было бы намного комфортнее. А если вы плохо ориентируетесь в пространстве, то лучше сразу обращаться к опытному туроператору, который все заранее спланировал, приготовил и продумал.

 

Валерия Овсяник, 09.03.2017

 

 

 

 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS