МАУ заплатит штраф за отмену рейса “Джоином”

Отныне перевозчики не смогут безнаказанно отменять чартеры по срочным просьбам туроператоров: 1 февраля окружной админсуд Киева отказал «Международным авиалиниям Украины» в иске к Госавиаслужбе, которая оштрафовала авиакомпанию на 8,5 тыс. грн за внезапное снятие июльского рейса в Анталью.

МАУ подала в суд на Госавиаслужбу, обосновывая иск тем, что «отмена рейса PS5323 17.07.2016 года состоялась по решению и по своему усмотрению его заказчиком - фрахтователем туроператором ООО "А.Е.Т. Джоин Ап!", а следовательно вины авиакомпании МАУ в отмене рейса нет, поэтому претензионные требования о возмещении убытков в данном случае должны рассматриваться туристическим оператором или его туристическими агентами, как и возмещение самых убытков».

Авиаперевозчик пожаловался, что по результатам обращения одной гражданки была  проведена проверка и составлен протокол о правонарушении в области гражданской авиации от 25 августа 2016 года № 002543, которым установлено нарушение со стороны МАУ пункта 1 главы 1 раздела XVI Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, утвержденных приказом Мининфраструктуры Украины от 30 ноября 2012 годы №735 (далее суд именует этот документ как Правила №735).

На основании упомянутого протокола Госавиаслужба постановлением от 7 сентября наложила на МАУ штраф в 8500,00 грн. за нарушение пункта 1 главы 1 раздела XVI Правил №735 и абзаца 8 пункта 4 части 1 статьи 127 Воздушного кодекса Украины, что и было оспорено представителями МАУ в суде.

Однако суд решил, что Правила №735 «применяются к пассажирам (регулярных и чартерных рейсов), которым отказано в перевозке против их воли или рейс которых отменен или задержан, при условии, что пассажир имеет подтвержденное бронирование на соответствующий рейс и присутствует для прохождения регистрации во время, предусмотренное правилами перевозчика».

«Пассажир имеет право на компенсацию, если его не проинформировали об отмене рейса: за две недели до запланированного времени отправления; или в период не более чем за две недели и не менее чем за семь дней до запланированного времени отправления и предложено изменение маршрута, что позволит отправиться из пункта отправления не позже чем за два часа до запланированного времени отправления и прибыть в конечный пункт назначения не позже чем через четыре часа после запланированного времени прибытия; или меньше чем за семь дней до запланированного времени отправления и предложено изменение маршрута, что позволит отправиться из пункта отправления не позже чем за час до запланированного времени отправления и прибыть в конечный пункт назначения не позже чем через два часа после запланированного времени прибытия, - напомнил правила суд. - Перевозчик, отменяя или задерживая рейс, должен предоставлять пассажирам по их запросу пояснения относительно оснований отмены или задержки рейса».

При этом принудительное возвращение средств или перебронирование без применения штрафных санкций осуществляются в случае отмены, переноса, задержки рейса, на который у пассажира было забронировано место и оформлен билет.

Суд установил, что между МАУ и ООО "ACS-Украина" (является учредителем дочернего предприятия «А.Е.Т. Джоин ап!»,  - Прим. Turprofi.com.ua) заключено соглашение о выполнении чартерных воздушных перевозок № 1231/AG-13 от 01.11.2013 года, предметом которого является фрахтования туроператором ДП "А.Е.Т. Джоин Ап!» во временное сезонное пользование воздушных судов МАУ для перевозки пассажиров чартерными рейсами.

А допсоглашением от 01.07.2016 года № 82 стороны внесли изменения в программу выполнения рейсов, дополнив ее рейсами PS5323 17.07.2016 года и PS5324 24.07.2016 года. Однако затем фрахтователь исключил из нее рейс PS 5323 Киев—Анталья 17 июля. Все это происходило на фоне смены «Джоином» своего юрлица: http://www.turprofi.com.ua/novosti/1408-join-up-izmenilsya-v-litse

Из содержания обращения гражданки было установлено, что информация об отмене рейса поступила за несколько часов до запланированного вылета от агента Join UP!, а после обращения пассажирки в МАУ ей было отказано в выплате компенсации за отмену рейса в письменном ответе от 19 августа 2016 года.

«Судом не принимаются во внимание доводы истца об отсутствии его вины в отмене рейса, - сказано в решении окружного админсуда столицы. - Таким образом, независимо от того, отменен рейс перевозчиком непосредственно или фрахтователем (что имеет место в данном случае), пассажир имеет право на компенсацию от перевозчика, а последний в свою очередь не лишен возможности обратиться в порядке регресса с требованиями к туроператору».

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что со стороны МАУ допущено нарушение правил воздушных перевозок и обслуживания пассажиров, а значит - постановление Госавиаслужбы от 7 сентября 2016 года № 002516 правомерно и вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Ростислав Кравец, глава адвокатской компании «Кравец и партнеры», считает, что в этом судебном решении нет ничего сенсационного: «Почему раньше такого не было? Потому что пострадавшие не обращались в суд, да и туроператоры часто сами компенсировали ущерб, но в данном случае клиентка оказалась довольно настырной». Господин Кравец расценивает произошедшее как показатель того, что законы надо соблюдать. «Я называю это эффектом Коломойского, - сказал он в комментарии Turprofi.com.ua. – Можно до поры до времени творить все что угодно, не отдавать депозиты и т.д., так как лишь 2-3% обращается в суд, ведь система неповоротлива».  

Нина Щур, 15.02.2017

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS