МЭРТ обещает рекомендации по банкам

Глава Департамента туризма и курортов МЭРТ Иван Липтуга сообщил Turprofi.com.ua, что его ведомство уже запросило у НБУ список благонадежных банков. «Как только получим — опубликуем рекомендации», - уточнил он и напомнил, что госрегулятор давно готовит законодательные изменения: «В законопроекте, который мы предлагаем, вместо банковских гарантий — обязательное страхование ответственности ТО как гарантия его платежеспособности». Однако на вопрос, как будут рассчитывать сумму ФИГов, господин Липтуга затруднился ответить: «Посмотрим. Вы же видите, что у всех 150 мнений. И так плохо — и так плохо».

Заявление госрегулятора по поводу списка неблагонадежных банков было сделано в связи с недавним закрытием «АРТЕМ банка», в котором оформляли ФИГи и туркомпании. «Звонят и пишут негодующие туроператоры, у которых пропали купленные банковские гарантии, с вопросами, что им делать... Некоторые даже просят "разрешить" им не иметь банковскую гарантию, потому что это уже третий банк за год, - написал еще вчера в на своей странице в Facebook Иван Липтуга. - Дорогие туроператоры... выполняйте требования Закона и не задавайте странных вопросов. Банковская гарантия размером 20 и 10 тысяч евро, которую вы покупаете за 200 или 100 евро в год без какого-либо залога, это невиданная в любой стране шара. Нормальная банковская гарантия должна быть обеспечена депозитом либо другими финансовыми средствами — в этом и состоит суть банковской гарантии...».

Глава профильного департамента посоветовал не ждать стабильности от банков, которые оформляют ФИГи дешево и без обеспечения. Тогда директор MICE Travel Майя Набокина попросила Ивана Липтугу перечислить стабильные банки, чего он сделать сходу, естественно, не смог.

Эксперты не согласны, что гарантии обходятся агентам так уж дешево. «В нашем случае лопнул второй за год банк, в котором мы страховали банковскую гарантию ИАТА, - написала под постом гендиректор «Арктур» Наталия Соболева. - Для информации: минимальная страховая сумма — это 75000 долларов, банки ее дают под оплату 3% от страховой суммы, то есть минимум 2250 долларов плюс услуги страховой компании по страхованию этой суммы. При этом, только несколько банков берут на себя обязательства по выдаче таких гарантий». Она уточнила, что год назад в результате банкротства банка, приемником которого стал «АРТЕМ банк», компания потеряла 45 000 гривен и вынуждена была снова страховаться уже в «АРТЕМ банке». Теперь лопнул и он, и нужно все начинать заново.

ИАТА, по словам эксперта, запрещает авиалиниям работать с фирмами, которые из-за банкротства банка потеряли право на банковскую гарантию, и дает месяц на оформление новой в другом учреждении. «Это очень большая проблема и большие потери, причем не только в деньгах, но и в деятельности! Как можно быть уверенным при выборе банка?» - задает риторический вопрос Наталия Соболева и предлагает обсудить эту проблему на высшем уровне: с представителями ИАТА, авиалиний, государства, Минфина и бизнеса.

Еще один эксперт туррынка Татьяна Огарева обращает внимание, что альтернатива банковским гарантиям — страховой сертификат. Но при ИАТА аккредитована только одна СК в Украине, имеющая право выдавать такой сертификат («Европейское туристическое страхование»). Turprofi.com.ua неоднократно писал о том, что эта компания очень избирательно подходит к клиентам и страховать согласна не каждого. Поэтому туркомпаниям и сложно. «Мы ж не от простой жизни вынуждены скакать от банка к банку», - делает вывод Татьяна Огарева.

«За период 1991-2016 гг сколько раз была применена гарантия и произведена выплата банком туристам по банкротству ТО или ТА? - интересуется директор «Стартревел» Олег Кучерук. - Не работают гарантии. Нужно создать рабочую группу из ТА, ТО и профильного департамента министерства и "родить" что-то реальное, работающее, пусть даже регулирующее рынок».

В то же время Иван Липтуга сообщил Turprofi.com.ua, что был бы рад получить от участников рынка конструктивные предложения в виде двух-трёх согласованных вариантов, чтобы большинством голосов можно было принять какой-то план. Но таких предложений нет. Поэтому на вопрос, будут ли какие-то собрания представителей отрасли и обсуждения, господин Липтуга ответил: «Мне кажется, никто не хочет толочь воду в ступе. Все ждут решения».

В соцсетях глава департамента также просил участников рынка ответить, нужна ли им лицензия: «Она кого-то от чего-то защищает? Является ли наличие действующей банковской гарантии размером 20 000 даже в "серьезном" банке – гарантией платежеспособности? Изменение механизма гарантии финансового обеспечения на страхование решит вашу проблему?».

На все эти вопросы владелец двух франчайзинговых агентств Павел Головенко тут же ответил «нет»: «Не нужна, не защищает, не является, не решит... Только СРО, хотя их внедрение будет тяжелым процессом». Свою позицию эксперт обосновал просто: банкротство крупного ТО запросто потянет за собой и страховую компанию, поэтому страхование туроператоров-массовиков без создания страховых пулов и перестрахования рисков у международных перестраховщиков — это ни о чём. “Вопрос, как такой пул отбирать. Уверен, что это возможно только в рамках саморегулируемого рынка. Когда страховщиков отбирают СРО», - сделал он вывод.

Валерия Овсяник, Тамара Савченко, 22.11.2016

 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS