Очередной турагент заигрался с обороткой

В редакцию Turprofi.com.ua обратились туристы из Ивано-Франковска, которые еще 8 сентября перечислили за тур в Израиль 33 тысячи гривен на счет незнакомой женщины. Вылет должен был состояться 29 сентября, однако заявку аннулировали, так как деньги до оператора не дошли. Коллеги турагента, который пустил средства не по назначению, говорят, что владелец фирмы заигрался с обороткой и залез в долги.

В документах, которые остались на руках у туристов, название ТА не фигурирует вообще, хотя подпись и фамилия агента есть. «Нам порекомендовали этого человека знакомые, муж ему позвонил. А дальше все происходило онлайн, - рассказала пострадавшая туристка Александра Д. – Деньги мы перечислили через «Приват»: мужчина дал нам реквизиты будто бы фирмы, но позже выяснилось, что мы перечислили деньги его жене».

Перед вылетом глава ТА заявил туристам, что тур отменили. Но когда те стали возмущаться и выяснять, почему оператор их подвел, стало понятно, что деньги до него так и не дошли, из-за чего он аннулировал заявку. В ответ на требование все вернуть, агент перечислил туристам пять тысяч гривен. Куда делись остальные 28 – непонятно. «Мы одалживали деньги на поездку у знакомых, - признается Александра. – Что нам теперь делать? Придется идти в суд?».

Turprofi.com.ua изучил документы, оставшиеся на руках у пострадавших. Как уже упоминалось, в бумагах не фигурирует название ТА, продавшего путевку. Хотя агент и подписал договор на туробслуживание как менеджер, ответственный за его оформление и бронирование тура. Выяснилось, что проштрафившийся агент состоит в одной из сетей, где с ним уже начали проводить «разъяснительную работу». «Пожалуйста, дайте ему шанс, - говорит одна из представительниц розницы. – Он должен рассчитаться с туристами в ближайшее время. Но если о нем напишут, то он вряд ли сможет выпутаться, поскольку туристы перестанут ему доверять». «И правильно сделают, - на условиях анонимности высказывается другой турагент. – Взяли моду брать деньги у клиентов для погашения долгов перед другими клиентами. А потом удивляются, почему туристы уходят в онлайн».

В туроператорской компании, которая аннулировала тур в Израиль, Turprofi.com.ua подтвердили, что знают указанного агента, что у него есть доступ к системе и что заявка от него поступала, но была аннулирована, так как деньги не пришли.

«Мы знаем об этом случае. Он не мошенник и не обманщик, но не рассчитал свои силы, - говорит представитель сети. – Игры с оборотными средствами и деньгами туристов – тупиковый путь. Об этом должны помнить все». Собеседник уверяет, что друзья и коллеги поддержат попавшего в собственную ловушку агента и проследят, чтобы он все вернул: «Пусть подписывает с туристами договор о реструктуризации долга, договорится и исправляет ситуацию, тем более, что он еще не завяз во всем этом». Сам виновник происходящего отмалчивается.

Самое удивительное в этой истории то, что туристы фактически перечислили деньги незнакомой женщине, которая по документам никак не связана ни с ТО, ни с ТА. То есть левой тете. «Люди у нас доверчивые. Если бы деньги дошли до оператора, то никто бы ничего и не заметил», – констатирует замдиректора по правовым вопросам Pegas Touristik Николай Слюсаревский. По его мнению, перспектива возврата средств есть: тут сфера ответственности ТА, которое сделало заявку, указало туристов, но не оплатило тур.

«К туроператору предъявлять претензии бессмысленно, поскольку агент не завершил свои действия (не перечислил деньги) и ТО будет говорить, что сделка не заключена, - объясняет Николай Слюсаревский. – Я бы получил от оператора письмо о том, что средства не были ему перечислены, и отправился в милицию, напирая на то, что некто под видом ТА незаконно принимает средства, которые потом присваивает. Мне кажется, открытое уголовное производство будет самым эффективным методом воздействия на должника. Судебный иск – удовольствие подороже. И даже если подавать его бесплатно (на основании закона «О защите прав потребителей»), дело затянется надолго, а получить с должника деньги, если у него их нет, практически невозможно».

Другой юрист считает, что из ситуации есть как минимум три выхода.

1. Стребовать на основании гражданско-правового кодекса безосновательно полученные средства с того, кто их получил. И это, по мнению эксперта, самый перспективный вариант.

Отметим, что получатель денег и агент в данном случае – не одно и то же лицо. Но принятие денег на простой карточный счет (не физлица-предпринимателя) также является нарушением закона и попыткой уйти от налогообложения. Если бы деньги были перечислены на счет агентства, а договор не состоялся, то услугу туристу не оказали, а, значит, деньги подлежат возврату.

2. Предъявить иск к туроператору, так как представляющий его турагент, действовал под его контролем. У них есть формальные отношения и, соответственно, непорядочность турагента – это проблема туроператора, который взял на себя обязательства по договору. Пусть возвращает туристу деньги, а потом в порядке регресса взыскивает всю сумму со своего агента. (В этом случае будет затронут момент преднамеренности действий турагента. Если он изначально не собирался выполнять свои обязательства и брал деньги зная, что не перечислит их, то речь идет о мошенничестве).

3. Можно также обращаться в милицию с заявлением об открытии уголовного производства по статье 190 – мошенничество.

Пока юристы анализируют, турагенты рассматривают историю под другим углом. Некоторые даже высказывают мнение, что туристы получили по заслугам: нельзя быть такими беспечными и доверчивыми.

«Люди должны отдавать себе отчет в том, кому они платят, - высказывается один из турагентов. – Мы же не перечисляем деньги на карточку кому-то неизвестному, приходя, например, в магазин».

Валерия Овсяник, 31.10.2016

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS