×

Предупреждение

Ошибка загрузки библиотеки: joomla, Библиотека не найдена

А истребителей не было

21 октября украинские диспетчеры развернули самолет «Белавиа», выполнявший рейс Киев-Минск, из-за возможной угрозы национальной безопасности. Самолет находился в 50 км от входа в воздушное пространство Беларуси, когда, по информации «Белавиа», диспетчер потребовал вернуться и пригрозил, что в случае невыполнения команды на возврат, в воздух будут подняты истребители. Пилот развернул судно и приземлился в Жулянах, где с борта сняли гражданина Армении господина Армена Мартиросяна.

История вызвала резонанс, поскольку в ней упоминались  истребители, а господин Мартиросян, которого с такой помпой возвращали в Украину, благополучно улетел в Минск следующим же рейсом. «Хотя бы задержали для виду на сутки, а то прямо неловко. Наводит на мысль, что просто фамилию чью-то перепутали», - высказываются в соцсетях потенциальные пассажиры.

Белорусская сторона уже вручила по этому поводу ноту протеста с требованием извиниться, «Белавиа» потребовала компенсировать ей убытки, а господин Мартиросян заявил, что подаст на Украину в суд за противоправные по отношению к нему действия.

Стоит ли переживать?

Эксперты в один голос утверждают, что впервые видят, чтобы самолет возвращали в Украину из-за представляющего угрозу пассажира. «Я не помню такого случая, - говорит почетный президент Jurimex Данило Гетманцев. – Но компенсировать авиакомпании убытки должно теперь будет государство Украина».

«За 20 лет работы в авиации я с такими случаями еще не сталкивался, - констатирует начальник департамента b2b продаж Tickets.ua Александр Джиджора. – Чаще всего борта возвращаются в аэропорт вылета или приземляются в запасном аэропорту, если выясняется, что какие-то из приборов некорректно работают, поскольку это может представлять угрозу для пассажиров». Однако эксперт полагает, что если уж борт вернули таким громким образом, то имели на это веские причины, ведь международная обстановка не располагает к шуткам на эту тему.

«Для начала нужно послушать, что на самом деле сказал диспетчер, поскольку на эту тему могут быть разные инсинуации, - предлагает другой специалист. – Нужно проверить, говорил ли он про истребители и если да, то в каком контексте. Если пилот, к примеру, заявил, что возвращаться не будет, то диспетчер мог что-то подобное и сказать, что вполне понятно». Однако предположение, что диспетчер гражданской авиации мог поднять в воздух истребители, эксперты считают смехотворным

«На самом деле, мы ведь ничего не знаем, - поддерживает коллегу Александр Джиджора. – В СБУ поступила информация о том, что человек представляет угрозу, возможно, у него была какая-то информация, которую он передал, когда самолет вернули, и на этих условиях продолжил путь дальше». Эксперт добавляет, что возврат Мартиросяна мог быть также лишь поводом вернуть в Жуляны именно этот борт, если поступили сведения, что самолет везет груз, представляющий опасность. Украина ведь не заинтересована в конфликтах с Беларусью и в том, чтобы с самолетами соседнего государства что-то произошло. Поэтому судно могли вернуть под предлогом снятия пассажира с рейса, проверили и отправили в Минск, а Мартиросяна пришлось ненадолго задержать, чтобы объяснить свои действия, высказывает предположения Александр Джиджора.

По мнению коммерческого менеджера компании «Интеравиа» Сергея Кадученко, Украина, как и любое суверенное государство, имеет право возвращать самолеты в аэропорт вылета, поскольку регулирует свое воздушное движение, как считает нужным. «Наш диспетчер вправе давать команду на возврат и даже не обязан объяснять, почему он это делает, поскольку ситуации бывают абсолютно разными. Например, улетел самолет, а за это время получили информацию, что на борту террорист. И никто это в эфире рассказывать не будет: Просто дается команда вернуться в аэропорт вылета. Авиакомпании летают на основании межправительственного соглашения «О воздушном сообщении» и там это прописывается очень просто: обязан выполнять все требования авиационных властей Украины и органов управления воздушным движением. И в таких командах диспетчера нет ничего сверхъестественного – ситуация законом предусмотрена. Точно так же было бы, если бы белорусские власти дали бы команду на возврат судна украинской авиакомпании».

«И я не сомневаюсь, что после крушения МН-17 Украина ни в коем случае не стала бы поднимать истребители против гражданского судна, поскольку такого рода диверсия повернула бы все расследование по МН-17 против нашей страны. Если инцидент сейчас не разрулят и не скажут, что это была ошибка, то он станет нехорошим информационным поводом в первую очередь для российских СМИ», - говорит Александр Джиджора..

Отметим, что пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская ранее сообщила, что на момент получения информации иностранец, относительно которого были подозрения, уже находился на борту самолета, который готовился к вылету в Минск: "Мы немедленно проинформировали об этом "Украэрорух". На тот момент, когда диспетчер связался с пилотом, самолет уже несколько минут находился в воздухе. После проверки мы убедились, что угроза национальной безопасности локализирована".

«Да не было бы никаких истребителей! Но дело тут не в этом. Сама по себе ситуация настораживает. Я надеюсь, что это не чья-то попытка прекратить воздушное сообщение еще и с Беларусью», - на условиях анонимности высказывается один из экспертов авиаотрасли.

Добавим, что после прекращения авиасообщения между Россией и Украиной основные транзитные потоки идут через Беларусь. В течение 2015 года «Белавиа» перевезла на украинских маршрутах более 48 тысяч пассажиров, а за первые два месяца 2016 года – уже 10 тысяч, причем процент транзита на этих рейсах составлял 75%.

В 2016 году «Белавиа» также увеличила количество рейсов из Минска в Жуляны до 5 в неделю, ввела дополнительный маршрут из Минска в Одессу и продолжила выполнять рейсы в Харьков. С 21 ноября авиакомпания удвоит число полетов на маршруте Львов-Минск и будет выполнять рейсы на этой линии ежедневно.

Валерия Овсяник, 24.10.2016

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS