Как туристу попасть в черный список

Казахстанские туркомпании на днях объявили о создании черного списка туристов (непубличного, чтобы избежать возможных исков со стороны потенциальных клиентов). Новость вызвала в украинских туркомпаниях бурю одобрения, мол, так им и надо, этим вредным туристам – молодцы казахи! Однако опрос Turprofi.com.ua показал, что создавать такой же глобальный список в Украине никто не собирается.

«В этом нет особого смысла, черный список туристов нецелесообразен, – объясняет замдиректора Pegas Touristik по юридическим вопросам Николай Слюсаревский. – Проблемы с туристами, как правило, носят разовый, не систематический характер. Вот если бы что-то создавало для туроператоров постоянные риски, тогда можно было бы подумать».

«У нас такого списка однозначно нет, – высказывается замдиректора «Сети Агентств Горящих путевок» Владимир Станкевич. – Хотя у каждого отдельного агента есть свои списки туристов, которые как минимум выносят мозг. И все равно с ними работают. Бывали также случаи, когда туристы улетали, не заплатив все турагенту до конца, но они единичны».

«Черные списки не существуют, но я, например, не очень охотно работаю с клиентами, которые уже несколько раз обращались и ничего не купили, потому что я не сделал им скидку. Таких я ставлю на подбор тура в последнюю очередь», - делится гендиректор «Орион-Интур» Юрий Дереш.

«Я бы вносила в черный список туристов, которым выставляют счет, а они его не оплачивают, потому что передумали, и даже не считают нужным предупредить об этом агента», - высказывается сотрудник львовского туроператора «Монолит».

«Мы черный список не ведем, но есть туристы, которых просто не обслуживаем, - признается директор Tango Travel Юлия Бажовская. – Нас ставят в известность о проблемных туристах коллеги – через рассылку. Например, когда те покупают туры, а потом везде жалуются на туркомпанию и отсуживают у нее деньги за отдых, который им якобы не понравился. Или требуют взамен туры, в которые едут уже бесплатно, в качестве компенсации за предыдущий «неудачный», причем с большим удовольствием».

Как отмечает Николай Слюсаревский, черные списки больше распространены у авиакомпаний, которые вносят туда нежелательных пассажиров. Но формирование таких списков ситуативно: если турист выпил лишнего, вел себя неадекватно, вспылил, скандалил с бортпроводником, то легко может оказаться в списке хулиганов.

В туркомпании о таких «нежелательных» туристах информация поступает гораздо реже. «Каждый второй турист на отдыхе выпивает и ведет себя неадекватно – если всех вносить в черный список, то никаких туристов не напасешься, - смеется директор одного из киевских турагентств. – А вот туристов, гоняющихся за скидками и мучающих турагентов, я бы в такие списки вносил. Пусть сами ездят и сами бронируются, вот тогда и посмотрим, как они запоют».

«У каждого агента есть на примете свои любимчики и VIP-клиенты, есть постоянные и мозговыносящие, а также «мониторщики», которые бегают по разным туркомпаниям в поисках скидок. Но с последними черные списки не помогут. Это самая актуальная сейчас проблема, которую можно было бы решить с помощью туроператоров. А так как они этим заниматься не хотят, со скидками нужно разобраться на государственном уровне».

«Из того, что я слышал про туристов, могу вспомнить лишь несколько случаев, - возвращается к теме черных списков Николай Слюсаревский. - Один турист сильно выпил и перепутал номера. Зашел в чужой и лег спать. А на соседней кровати спала девочка-подросток. Тут пришла ее мама, увидела спящего пьяного мужчину, естественно, устроила скандал в отеле, но все, слава богу, утряслось».

Он также вспомнил историю со слишком расторопными отдыхающими из Молдовы, которые решили отбить в отеле стоимость своей поездки и наполнили рюкзаки баночками с повидлом и сахаром, ложечками из ресторанов, туалетной бумагой и прочими полезными вещами. Их обнаружили,, разоблачили и потом звонили туроператору, через которого шла бронировка, с просьбой больше не обслуживать этих туристов. Но такие вещи сложно проконтролировать, отмечает эксперт. «К тому же, одно дело – мошенники, которые злоупотребляют доверием компаний регулярно и целенаправленно, а другое – ситуативная ошибка из-за нетрезвого состояния или незнания отельных правил. Такая ошибка с большой долей вероятности никогда не повториться с этими туристами», - поясняет Николай Слюсаревский.

В качестве еще одного примера он приводит случай, когда менеджер бронировала тур в Египет сама для себя и подделала ваучер – добавила туда своего египетского приятеля. «Естественно, на ресепшн в отеле сразу возникли вопросы – почему у них в системе значится один человек, а в ваучере их двое. Направили запрос оператору и все быстро выяснилось. И тоже были сомнения у оператора – отключать ли такого агента от системы. Ведь человек уже понял, что система борется с подобными вещами и лучше больше не рисковать», - резюмирует господин Слюсаревский.

Валерия Овсяник, 31.08.2016

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS