Гастросюжетные маршруты

Несколько лет назад руководитель одного из самых крупных на тот момент принимающих туроператоров «Олимп Тревел» Татьяна Волошина объясняла мне, какие трудности есть в Украине с приемом иностранных гостей. Особенно запомнились мне из услышанного казусы гастрономического плана, когда в ресторанах самовольно меняли заранее утвержденное меню. В результате на стол перед французами в последний момент неожиданно ставили котлеты («эта нация предпочитает мясо цельными кусками!»), перед немцами – отбивные («им нужно предлагать рубленое мясо и изделия из фарша!»), перед американцами – заливной язык («они же не едят субпродукты!»), а иудеям и мусульманам без всякой задней мысли предлагали попробовать сало.

Тогда я сделала для себя вывод, что еда – очень зыбкая почва, а за украинскими ресторанами, которые легко могут наплевать на предварительные договоренности, нужен глаз да глаз, иначе клиенты туркомпаний на протяжении всего своего путешествия будут получать везде только борщ и сало. 

И вот недавно прозвучало мнение о том, что гастро- и кулинарный туризм – одно из самых перспективных направлений для привлечения иностранных туристов в Украину. И что его потенциал у нас практически не раскрыт. Естественно, возник вопрос, как его раскрыть. «Не надо изобретать велосипед – есть немецкий и голландский опыт, - объясняет частный предприниматель Александр Колотилов, гражданин Германии, который сейчас находится в Киеве. – Украина имеет хороший шанс развить паломнический туризм и, конечно, кулинарный (только на Западе под ним понимают не шляния по кабакам, а поездки групп туристов с целью обучения готовке национальных блюд вместе с поваром), оздоровительный и зеленый, но для этого требуется госпрограмма, а не просто отчеты». В данный момент, по словам эксперта, потенциальные немецкие туристы по-прежнему не знают, что от Луганска до Львова 1300 км. А это, в конечном итоге, отпугивает от Украины потенциальную клиентуру.

Несмотря на это, Александр Колотилов предлагает украинцам не опускать руки, а работать, работать и работать, причем ориентироваться в смысле привлечения туристов на конкретную целевую аудиторию – немцев, американцев, китайцев и японцев, которые представляют крупнейшие в мире рынки выездного туризма. Эксперт отмечает, что главным препятствием для развития въездного гастрономического и прочего туризма в Украине являются плохие дороги, поскольку, например, 2/3 немцев ездят в отпуск на машинах. Смущают собеседника и цены на проживание в отелях: «5* на 1 мая в Киеве были дороже, чем в Женеве и Мюнхене!».

А ведь все достаточно просто, считает он: немецкий туризм опирается на пенсионеров, желание которых путешествовать не зависит от сезона. Что стоит включить в недельную экскурсию по тому же Киеву два дня совместного приготовления украинской кухни? «Борщ – это слово знает каждый немец. И чтобы устроить тур с обучением, нужен зал, где готовит повар, а у каждого туриста – свое поварское место. Чтобы гости могли повторять за поваром все его действия, а представитель туроператора ходил рядом и пояснял все нюансы. Такие туры в Германии стоят намного дороже обычных», – поясняет Александр Колотилов.

Он также упоминает, что в Германии есть как минимум четыре разные туристические ассоциации, которые имеют свои сайты и своих лоббистов в правительстве, что, по его мнению, гораздо эффективнее системы, которая выстраивается сейчас в Украине.

Turprofi.com.ua обратился к нашим экспертам, которые так или иначе имеют дело с гастрономическим и кулинарным туризмом в Украине и могут предположить, какие тут есть перспективы.

Руководитель проекта «Знайдено в Україні» Лала Тарапакина предлагает прежде всего разделить гастротуры (дегустация) и туры кулинарные (когда учат готовить). «Гастротуризм для иностранцев у нас ничем не отличается от гастротуризма для соотечественников – с поправкой на дороги: наш родной украинец с пониманием относится к тому, что к самым особенным местам ведут самые отвратительные автотрассы, – высказывается эксперт. – Иностранец же в принципе не понимает плохих дорог. Это ограничивает гастропутешествие доступностью магистралей».

Тем не менее, доступные места есть. «Например, "Кельтский двор" под Мукачево находится прямо на трассе Киев–Чоп: наливки, хлеб, сыр, эль и даже виски по старинным кельтским рецептам. Вторая проблема гастропутешествий для иностранцев заключается в тотальном незнании языка: к носителям украинского гастрономического кода можно пробиться только в компании с переводчиком», - констатирует Лала Тарапакина. 

Она уточняет, что многие гастроточки, как ни странно, созданы в Украине иностранцами, поэтому очевидно будут им понятны и близки: например, козья ферма бельгийца Бернара Виллема со своими сырами и вареньями подходит для людей любой степени восприятия, будь то иностранец или "наш". Что касается перспектив въездного гастротуризма, то, по мнению собеседницы, они есть, однако пока это скорее храбрость и любопытство, чем четко спланированное путешествие: «Люди чаще совмещают бизнес-поездку и туристический интерес. Некоторые регионы вообще сложнодоступны для посещения иностранцами из-за плохих дорог: например, в нескольких десятках километров от Одессы – прекрасные винные хозяйства, в 70 км – бессарабская эко-ферма «Фрумушика-Нова» и ее гастроспециалитеты, но проехать туда невозможно. Поэтому я считаю, что на госуровне нужна только информподдержка и дороги. Все остальное люди сделают сами».

Владимир Щупак, нынешний гендиректор Fintech Invest, который активно развивал экскурсионные программы по Украине, будучи гендиректором TUI Ukraine, не верит во въездной гастротуризм по-украински. «В Европе есть бренды (например, Бордо или Шампань). А у нас что? Сало и борщ с пампушками? Гастротуризм – это в первую очередь покушать известную еду и попить известные вина. А кулинарные курсы – в основном, сопутствующее развлечение при других видах туризма (круизный, корпоративный и проч.)», – говорит эксперт.

Он объясняет, что в Украину едут бизнесмены, паломники (не только религиозные) и любители развлечений (клубов, ресторанов, дискотек). «У нас есть достойные повара, но как отдельное бизнес-направление в Украину я бы гастротуризм не рассматривал. Только как сопутствующие активити», - высказывается Владимир Щупак.

Глава Департамента туризма и курортов МЭРТ Иван Липтуга считает, что не стоит концентрироваться только на гастротуризме и паломниках: «Рассматривать нужно не узко виды по целям, хотя это важно, а разделять туризм по территориям. Знаю много немцев, но ни один из них не ехал специально к нам, чтобы поесть и посмотреть церкви. Развивать необходимо все комплексно. Есть городской туризм и экологический – от этого дальше зависят и цели визита: по работе или в личных целях. Все должно развиваться гармонично – и транспорт, и индустрия гостеприимства, и культура, и развлечения. Тогда и немцам, и другим туристам у нас будет комфортно и интересно. Ведь мы же помним: что нашему хорошо, то немцу смерть!».

«Многое зависит от самих туроператоров, – полагает управляющий директор и совладелец «Альбатрос-Тревел» Дмитрий Танцюра. – Мы активно продвигаем подобные туры, и они пользуются спросом. Сейчас отсутствие туристов в Украине объясняется другими объективными факторами».

В турагентствах, куда мы также обратились за оценкой уровня украинского гастротуризма, кажется, были озадачены.  «В Тернополе есть туры по самогонным заведениям», - быстро находится директор тернопольского ТА «Край Вiдпочинку» Ольга Гуменюк. «Львовский туроператор «Монолит» делает праздник брынзы», - вспоминает глава харьковского «Диленатур» Елена Белуха, ноо с любителями брынзы в Харькове, по ее словам, напряженка.  

«Есть туры просто с гастрономической составляющей (винокурни, сыроварни, устричные фермы и т.д.) – в Италии очень удачные программы, например. Туристы спрашивают кулинарные туры также во Францию… », - начинает с выездных предложений владелец Агентства горящих путевок в Никополе Аза Волошкина. А затем вспоминает о собственном гастроопыте при посещении сыроварни в украинских селах Соймы и Селище Закарпатской области. «Все можно сделать по запросу туриста, индивидуально – это могут быть оригинальные заведения в крупных городах: Киеве или Львове, например», - рассуждает эксперт. Однако из всего сказанного понятно, что украинцы не ходят в турагентства за отечественными гастротурами. 

«Одной из основных проблем гастротуризма в Украине является отсутствие гастротуристов – людей, готовых потратить деньги на то, чтобы что-то пожевать на другом конце страны, - смеется специалист в сфере продвижения туркомпаний Сергей Копытко. – У нас эконом-вариант: поехал в село к бабушке или родителям – вот тебе и гастротур».

Валерия Овсяник, 19.08.2016

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS