Кто виноват в задержках и переносах?

Один из блоггеров Turprofi.com.ua на днях высказал недовольство постоянными задержками и переносами чартерных рейсов на разных направлениях. «Неужели нельзя все окончательно и бесповоротно расставить на этапе формирования и согласования полетной программы?» - обращается он к туроператорам, поясняя, что на все претензии возмущенных туристов приходится отвечать турагентам. 

Представители других ТА поддержали мысль. "Вот тоже получили предупреждение об изменении времени вылета, - расстроена директор Wild Travel Татьяна Нечипоренко. - По сути, из 8 дней тура у туристов остается только 6. Понятно, что мы считаем ночи, но в нашем случае последняя ночь также минусуется за счет очень раннего вылета". Владелец другого ТА Надежда жалуется: "Очень неприятный осадок остается: деньги нам, пожалуйста, в апреле, а летом - получите! И таких туристов у меня сейчас 10 человек, половина из которых вряд ли вернутся в следующий раз".

С предложением прокомментировать ситуацию, мы обратились к руководителям крупных туроператорских компаний, которые объясняют происходящее по-разному.

«Возможности туроператора в изменении расписания рейсов очень ограничены, – констатирует директор Pegas Touristik Дмитрий Карякин. – Причем ограничены, прежде всего, возможностями самой авиакомпании. В 99% случаев расписание меняет именно перевозчик».

На этом же настаивает и его коллега из другого крупного ТО: «Авиакомпании стараются использовать самолеты максимально, чтобы уменьшить себестоимость рейсов и увеличить прибыль от налета. Рейсы продают различным операторам и расписание составляют очень плотно. Теоретически, заказчик может изменить время вылета, но только если в графике остаются дыры, а рейс по продолжительности как раз укладывается в схему перед следующим вылетом».

В некоторых аэропортах, вроде Тивата, есть только дневные слоты, поясняют эксперты. И сдвиги влево или вправо там крайне нежелательны. Поэтому если туроператор хочет сделать свой чартер дневным, но на это время у авиакомпании запланирован рейс в Тиват, то она сразу откажет, как бы ТО ни просил.

Другой собеседник считает, что турагенты напрасно обижаются на туроператоров: «Они, наверное, считают, что ТО переставляют рейсы туда-сюда, как в шахматах, а авиакомпании только успевают подтверждать. Но это не так. Авиакомпания живет своей жизнью. Она назначила рейс – все. Хотя в контрактах стоит, что расписание может быть изменено по инициативе перевозчика, нормальные авиакомпании стараются все выполнять точно. Однако никто не застрахован от ЧП (к примеру, может сломаться самолет, или произойдет задержка в одном из аэропортов вылета).  И тогда сдвигаются все цепочки рейсов у разных туроператоров».

Эксперты вспоминают, как перед сезоном у МАУ в Тель-Авиве сломался самолет и выпал из процесса практически на две недели. А плотный график срочно пришлось менять и операторы только за голову хватались:  вылеты могли переносить даже на следующий день. Туристы при этом теряли сутки отдыха, а виноватыми оставались туркомпании. «Еще и у «Розы Ветров» два самолета тогда не летали – это был настоящий кошмар. Запарка на всех направлениях», - подтверждает глава одной из туроператорских компаний.

Однако еще один эксперт полагает, что туроператоры немного лукавят: технические сбои – разовые явления, а то, что происходит сейчас, скорее связано с наращиванием полетных программ. Тем более, что для авиакомпании, нарушившей договор, обычно наступают штрафные санкции. «Если речь идет, к примеру, о туроператорах, имеющих собственные самолеты, глупо рассуждать о кознях перевозчика. В этом случае именно туроператоры тасуют рейсы, когда им нужно сократить или увеличить программу. То же самое делают и те, у кого своих перевозчиков нет, но которые все равно остаются заказчиками рейсов: где-то подгорает, не справились, решили перебросить на другое направление, не успели вовремя получить слоты – вот и получаются нестыковки в расписании, - рассуждает специалист. – И тут возникает вопрос к турагентам, которые сами выбирают, с какими туроператорами работать, а потом жалуются и бегают по судам…».

Глава IT-Tour Юрий Авдеев, который, как и Дмитрий Карякин, не побоялся дать официальный комментарий, считает, что логика есть в рассуждениях обеих сторон: в переносах могут быть виноваты как авиакомпании, так и туроператоры. «Цены на топливо снизились, поэтому активизировались многие маленькие авиакомпании, имеющие всего несколько самолетов. И если в пиковые даты у них возникают какие-то технические неполадки хотя бы с одним бортом, оставшиеся  начинают гонять днем и ночью по всем направлениям, однако в расписание не укладываются», - говорит собеседник.

Чтобы было меньше задержек, нужно больше бортов, делает вывод эксперт. Раньше небольшая авиакомпания просила в случае форс-мажора самолет у МАУ. Но в последнее время это не практикуют: то ли сами не хотят, то ли МАУ не дает. Что касается нынешней ситуации, то, по мнению Юрия Авдеева, полностью снимать ответственность с туроператоров нельзя, поскольку многие из них добавляют новые чартерные цепочки, под которые и перекраивают расписание. «Делают «дабл-ю»:  нужен новый рейс, к примеру, из Житомира, но пустыми туда лететь нельзя, поэтому ставят это как обратный перелет (садятся пассажиры на киевский рейс, летят в Анталью, оттуда самолет направляется в Житомир, забирает житомирцев, привозит опять в Анталью и уже после этого увозит киевлян). То есть за киевлянами самолет прилетит в Анталью на шесть часов позже, чем планировалось изначально. Отсюда и переносы», - резюмирует эксперт.

Валерия Овсяник, 22.06.2016

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS