Опять штраф за цены в валюте

Госпотребинспекция продолжает штрафовать турагентов за указание цен на путевки в иностранной валюте. 23 февраля Киевский апелляционный админсуд постановил, что турагенты нарушают закон, когда стремятся донести до клиентов точные цены в долларах или евро – как раз это, по мнению властей, вводит потребителей в заблуждение.

Пострадавшая от закона предпринимательница зарегистрировалась в декабре 2007 года в Киевской области. Там инспекция по вопросам защиты прав потребителей 24 сентября прошлого года установила, что при распространении рекламы по месту осуществления хозяйственной деятельности турагент нарушил «требования части 8 статьи 8 Закона Украины «О рекламе», где предусмотрено, что информация о ценах на товары, тарифы и услуги, приведенные в рекламе, размещается или распространяется исключительно в гривне». В тот же день эта инспекция направила турагенту требование № 1091 от 24.09.2015 с предоставлением фотокопий рекламы, размещенной с нарушением требований действующего законодательства.

По утверждению турагента, информация с ценами в иностранной валюте была размещена на стенде в помещении ее офиса. 28 октября инспекция получила от предпринимательницы ответ на свое требование, а 11 ноября наложила на нее штраф в 5083 грн.

Турагент обжаловала это в Киевский окружной административный суд, который ей 14 декабря в удовлетворении иска к инспекции отказал, хотя истица писала, что нормы закона «О рекламе» не нарушала, «поскольку размещенная по месту ее хозяйственной деятельности информация не считается рекламой, а является информацией об услугах, которые она предоставляет».

Однако суды напомнили, что согласно абзацу 10 статьи 1 упомянутого закона «реклама – информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лица или товара».

А частью шестой статьи 27 того же закона Украины предусмотрено, что за непредставление или представление Госпотребинспекции заведомо недостоверной информации о стоимости распространенной рекламы, на рекламодателей, производителей рекламы и распространителей рекламы налагается штраф в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Турагент писала судам, что «стоимость услуг в туризме непосредственно привязана к курсу иностранных валют, одновременно Национальным банком Украины официально установлен плавающий курс гривны к иностранным валютам (который может меняться в течение дня), а потому определение стоимости туристических услуг в рекламе в гривне может ввести в заблуждение».

Также истица указывала, что информацию о стоимости туристического продукта она размещает самостоятельно, поэтому каких-либо других расходов, кроме бумаги и тонера для принтера, у нее нет: «Стоимость пачки бумаги в 500 листов составляет 90 грн., а тонера 60 грн., следовательно, стоимость рекламы, по мнению истца, составляет 5 грн.».  В подтверждение турагент даже направила потребинспекции квитанции об оплате бумаги и тонера.

«Однако, как было верно отмечено судом первой инстанции, поскольку истица самостоятельно определила стоимость рекламы в размере пяти гривен, то последняя фактически признала то обстоятельство, что размещенная ею информация является рекламой в понимании абзаца 10 статьи 1 Закона Украины «О рекламе», а потому изображенная на снимках фотокопий информация относится именно к ее хозяйственной деятельности», - написал апелляционный админсуд.

«При этом, коллегия судей находит безосновательными утверждения истицы, что определение стоимости туристических услуг рекламы в гривне может ввести в заблуждение потребителя, поскольку нормами действующего законодательства о рекламе четко определены требования, предъявляемые к распространителям рекламы в части указания ими информации о ценах на товары, тарифы на услуги, приведенные в рекламе, которая размещается или распространяется на территории Украины, исключительно в гривне», - отмечено в определении от 23 февраля.

Что же касается ссылки турагента на то, что в 2015 и 2016 годах проверки физлиц-предпринимателей с доходом до 20 млн грн. за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины, по заявке предприятия о его проверке, согласно решению суда или в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Украины, то суды в данном деле решили: понятие "контролирующие органы" не касается всех контролирующих органов, так как является изменением (дополнением) именно в Налоговый кодекс Украины и не касается Закона Украины от 3 июля 1996 года N 270/96-ВР «О рекламе».

Нина Щур, 09.03.2016

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS