Лицензии перелицевали

Правительственный портал kmu.gov.ua опубликовал новые лицензионные условия осуществления туроператорской деятельности, утвержденные  почти месяц назад. Теперь (с 4 декабря) они действуют, а эксперты рынка получили возможность ознакомиться с текстом постановления. Как и предполагалось, ничего сенсационного Кабмин не принял, а сам документ, по оценкам экспертов, - лишь очередной шаг к отмене лицензий.

Начальник управления туризма и курортов МЭРТ Иван Липтуга в разговоре с Turprofi.com.ua отметил, что за время деятельности подчиненной ему структуры уже выдано 19 туроператорских лицензий:

–  И те документы, на основании которых мы выдаем лицензии, тщательно проверяем. Почти в каждом случае видим, как прыгает валютный курс у банков и форма банковских гарантий, проверяем, что в них написано, смотрим, что реально банк будет возмещать (или это вообще не банк, а кредитное учреждение). Разобраться во всех туроператорах, которые есть на рынке, достаточно сложно, даже при наличии инструмента лицензирования. Поэтому если вдруг его отменят, а нового механизма еще не будет, то никакой катастрофы не произойдет.

– Можно уточнить насчет проверки курса в банковских гарантиях? Курс ведь меняется все время, туроператор физически не может бегать и перезаключать гарантию по новому курсу каждый день…

– Естественно, поэтому принимая документы на выдачу лицензий, мы просим от операторов гарантию, выданную по курсу на этот момент или плюс-минус два дня. Потому что некоторые приносят гарантию, выписанную летом (разница в курсе существенная). А если у кого-то гарантия, выданная на пять лет три года назад, то она вообще может быть выписана в гривнах по курсу восемь, а это неправильно.

– Но ведь банки все равно ничего не выплачивают под предлогом того, что туркомпании, прекратившие работу, не признаны банкротами.

– Вот это мы и изменим! Потому что в гарантиях будет указано не только банкротство, но и неплатежеспособность.

– А как туристы будут ее  подтверждать?

– От клиента должна быть подана жалоба, которая будет основанием для возмещения уплаченных им средств в случае неполучения услуги от туроператора. Поэтому должен быть простой и понятный механизм для любого потребителя. Если по вине туроператора клиент не получил или недополучил свою услугу, он может потребовать возмещения и оно должно быть ему предоставлено гарантийным учреждением (банком или страховой компанией).

Мы проанализировали опыт 27 стран. Он разный, но условия гарантии везде соблюдаются. И все, кто формирует турпакеты, обязаны в этом участвовать. Другое дело, что в ЕС жесткий контроль со стороны налоговой и туроператорский рынок не находится в тени. Поэтому они могут легко проверить все эти объемы. А у нас это не так легко сделать.

Вот если взять принцип работы IATA через BSP – у них банковская гарантия определяется объемом продаж за отчетный период. Допустим, гарантия на миллион долларов, и вы отчитываетесь за проданные билеты. Если за что-то не рассчитались, то с вашей банковской гарантии все будет списано. И через любой «Амадеус» или «Галилео» ты видишь реальный объем продаж. А в туроператорском бизнесе это невозможно, потому что каждый рассчитывается, как придется. И нужно верить на слово. Поэтому тут надо, чтобы крупные игроки договорились и пришли к общему мнению, которое всех устроит и будет соответствовать правовому полю, к которому мы стремимся.

Иван Липтуга также добавил, что сам механизм гарантирования нужно отработать с туроператорами и страховым рынком: "Потому что пока тяжело сказать, как именно все будет реализовано: нужно найти консенсус между туроператорским, турагентским и финансовым рынком. Мы не совсем пока отвечаем стандартам ЕС. И не все готовы их соблюдать. Так что в ближайшее время сделаем круглый стол, соберем туроператров, страховые компании, представителей Нацбанка и банков. Найдем решение и точную формулировку. Я сам решить такие вещи не могу. А лицензии сегодня все равно ничего не решают. Будем постепенно переходить на нормальные гарантии. Сейчас у нас в управлении лежит 2,5 тысячи лицензионных дел с гарантиями, сделанными когда-то давно, и по тому курсу, который был актуален на тот момент времени. Обновляли их или нет – мы владеем информацией весьма условно".

Напомним, что в Кабмине лежит проект, предполагающий отмену лицензирования туроператоров, который может быть принят очень нескоро. Взамен лицензирования чиновники от туризма намерены ввести реестр туроператоров, а также изменить механизм гарантирования ответственности ТО перед туристами. Иван Липтуга рассчитывает, что с отменой лицензий будут изменены и подходы к гарантиям возмещения туристам неиспользованных туров, и к возвращению их на родину в случае банкротства или неплатежеспособности туроператора. Определенные требования предусмотрены 7 статьей Директивы Совета 90/314/EEC о туризме, отдыхе и комплексных турах, которые госрегулятор намерен учесть, согласно плану имплементации соглашения с ЕС.

Однако вернемся к новым лицензионным условиям. Turprofi.com.ua пообщался с несколькими профильными юристами, которые высказали свое мнение о нововведениях неофициально. «В сущности, ничего не изменилось. Я вижу, что их сократили и изменили формулировку в требованиях к руководителям ТО. Хотя мне не совсем понятно, зачем, потому что в итоге получилось то же самое, - говорит один из экспертов. – Написано, что «керівник туроператора, його філії, іншого відокремленого підрозділу повинен мати вищу фахову освіту, що підтверджується документом про освіту, …, або освіту у сфері туризму …». В первой части не уточняется, «за якiм фахом». То есть высшее профобразование может быть не по специальности, главное, чтобы был трехлетний стаж – это и так все соблюдают».

Пункт об обязательном наличии сайта может быть важен, по мнению экспертов, для тех ТО, которые не вели никакой операторской деятельности, а получали лицензию просто на всякий случай. «Теоретически, если их кто-то начнет проверять и выяснится, что операторская лицензия есть, а сайта нет, могут лицензию аннулировать, но, думаю, если она им до сих пор была не нужна, то и потом не понадобится, хотя при желании ее легко можно восстановить. Ну, или можно на всякий случай сделать сайт», - смеется один из экспертов.

«Теоретически, если проверка обнаружит нарушение лицензионных условий и аннулируют лицензию, то по Хозяйственному кодексу может грозить конфискация всех доходов, полученных от деятельности без лицензии. Но лицензий выдано так много, что проверить всех туроператоров, работающих от Винницы до Крыжополя, физически невозможно. Это не могло сделать Госагентство со своими 40 сотрудниками, а уж управлению с 12-тью людьми это тем более не под силу».

Некоторые специалисты отмечают, что из лицензионных условий в некоторых местах пропали турагенты. Например, в пунктах 18 и 19 говорится о том, что турист перечисляет деньги оператору напрямую или через банк. Турагенты как посредники вообще не упоминаются (не станет ли это поводом в суде для каких-нибудь вопиющих решений против ТА, принимавших оплату от туриста от имени ТО?). Однако юристы считают, что переживать по этому поводу не стоит. «Это лицензионные условия осуществления туроператорской деятельности. Агентская деятельность у нас не лицензируется, а в законе «О туризме» агенты все равно остались, так что паниковать рано», - успокаивает один из собеседников.

Высказались юристы и по поводу валютного курса на момент получения гарантий. «Регулятор просто перестраховывается. Гарантия банков, как правило, выдается на 20 тысяч евро в эквиваленте на момент выплаты, то есть на день наступления последствий. По логике вещей и по букве закона от того, что там где-то зафиксировали курс, ничего не меняется. Ну а если учесть, что банки все равно ничего не платят (ни по какому курсу), то и переживать из-за него не стоит».

К слову, управление туризма и курортов занимается не только лицензиями. Сегодня был презентован промо-ролик Украины, с которым наша страна ездила на международные выставки. Рекомендуем всем посмотреть и оценить: https://www.youtube.com/watch?v=qZMMJo7jOTQ&feature=youtu.be 

Валерия Овсяник, 04.12.2015

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS