Египет: что происходит?

Спрос на Египет за неделю упал на 40%, примерно на столько же – цены. К примеру, 10 ноября горящий тур в Хургаду с перелетом из Киева и отдыхом в отеле 5* All предлагали за 150 долларов с человека (естественно, такие туры раскупили в течение получаса). Участники рынка надеются, что это уже дно и через пару недель все восстановится, «если СМИ перестанут нагнетать панику и политики не дадут им для этого повода». 

Однако гораздо больше всех пугает возможная перспектива конца зимнего сезона: проблемы у отелей или у российских туроператоров, которые имеют общие корни с украинскими. Еще одна фобия – отмена рейсов в Египет из Украины.  Хотя специалисты отрасли считают, что украинцам ничего не грозит и что меры безопасности, принятые в Египте, достаточно серьезны, а нынешние предложения отдыха там по соотношению цена – качество практически идеальны (дешево, со всеми возможными удобствами и минимальной конкуренцией со стороны туристов из других стран).

О чем же говорят эксперты? 

Глава IT-Tour Юрий Авдеев, как раз вернувшийся из Египта, поделился с Turprofi.com.ua своими впечатлениями:

– Интересно было наблюдать за россиянами. Пять дней после гибели самолета они говорили, что взорвался двигатель, хотя остальные сразу поняли, что это теракт. Но россияне рассуждали про двигатели и технеисправность. И когда я сказал: «Взорвали ваш самолет», они так удивились: «За что?». И это при том, что по российскому каналу передают погоду и прямым текстом с экрана говорят, что она благоприятна для бомбардировки. И люди не видят причинно-следственную связь.

Потом мы выходим, нам говорят: «Напишите фамилию, имя, цвет чемодана, номер телефона и приклейте на свой чемодан». Не разделяют на русских и украинцев. Мы написали бумажки, но чемоданы оставили только они (нам-то незачем). Склад багажа в аэропорту вмещает 140 тонн. А их, если верить Ростуризму, 50 тысяч туристов. Тысячу тонн багажа придется там оставить. Думаю, 20% багажа не вернется – украдут. Туристы будут писать жалобы в турагентства, которые «не прислали чемодан». И ругать туроператоров, не виноватых в этом.

Еще я обратил внимание на наших украинцев – как они все-таки еще отождествляют себя с россиянами. Читают российские новости и переживают, что и они без багажа, что и их взорвут, что не заберут из Египта, потому что самолеты уже не летают. Да с чего вы взяли? Да вот же по телевизору передают!

В аэропорту усилили охрану. Первую рамку спецконтроля проходишь без обуви. Звенит-не звенит – снимаешь. Ощупывают. Женщины осматривают женщин – такого раньше не было. Все образцово-показательно. Ощущение, что кто-то за ними наблюдает. Может, британские спецслужбы… Но, думаю немцы и британцы не скоро вернутся в Шарм-эль-Шейх. В этом сезоне точно нет. Они считают, что это прокол египетской службы безопасности. При этом англичане и немцы продолжают спокойно летать в Хургаду, а россияне закрыли весь Египет. Так что в запрете, на мой взгляд, есть коррупционная составляющая, иначе бы Хургаду с Каиром не закрывали. Думаю, россияне вполне могут вернуться в Египет в этом сезоне. Проведут комиссию, подпишут какие-то акты, туроператоры и египтяне сходят к кому надо на поклон. И все будет хорошо.

Главное теперь, чтобы не остановили нашу перевозку. Чиновнику это легче всего, он ведь как рассуждает: «Если взорвут самолет, я буду виноват, потому что не остановил. Лучше на всякий случай остановить». И против МАУ некоторые настроены – вполне могут решить крылья подрезать.

Что касается туроператорских рисков, думаю, российские туроператоры не будут возвращать деньги туристам. Они предложат им десять вариантов взамен и все эти десять вариантов будут вроде «а давайте мы вам забронируем Турцию на следующий год». Или будет вариант «ничего не можем сделать». Деньги они египтянам пока не перечислили, и если средства у них в обороте, то поживут еще компании. Я также допускаю, что они купят постановление своего правительства о форс-мажоре. Или занесут что-то в Росавиации, которая заявит, что все выяснили, все хорошо, летаем дальше.

Украинские туроператоры в основном уменьшили свои объемы и живут сегодняшним днем. Только самые крупные могут оказаться под ударом. Возможно, объявят раннее бронирование на Турцию по очень низкой цене, чтобы восполнить недостачу в оборотке. В общем, думаю, все будет нормально и у российских, и у наших ТО.

Вот для египетских отелей происходящее – удар, но и они протянут. Три миллиона россиян, один миллион британцев, которые тратили столько же, сколько 3 млн русских... А наших 300-400 тысяч всего. И остались еще итальянцы, которые продолжают летать. Они не в коалиции против ИГИЛа, поэтому не переживают. Эти риски нужно просчитывать. Американцы вот не летают в Египет давно.

Глава департамента МАУ по продаже в Европе и Америке Андрей Павленко считает, что  для «Международных Авиалиний»  отмена рейсов в Египет не станет катастрофой:

– Для нас это не бизнесообразующие программы. Запрета полетов, если таковой произойдет, не окажет на МАУ существенного влияния.

Директор «Стиль-Авиа» Хайнацкий не берется предсказать, вернутся ли россияне в Египет:

– Я думаю, что это скорее политический вопрос самой России, т.к. в данном случае страдают в любом случае ее граждане (дешевый зимний отдых), авиакомпании и туроператоры, которые работали на этом рынке. С другой стороны, это очень сильный удар по египетскому туризму – ведь российский рынок был для них рынком номером один. Что произойдет с ценами на проживание, сервисом, качеством еды и т.д. пока сложно сказать: уверен, что будет разработана какая-то правительственная программа по поддержанию туристической отрасли. Такая уже была 15 лет назад, и она действительно помогла в несколько раз увеличить поток туристов. Подождем. Думаю, что туроператорам предложат скидки.

Крупные ТО в России, вполне вероятно, могут и не пережить этот удар. Не так давно там была череда банкротств, причем летом. А зима – это всегда низкий сезон, и многие не зарабатывают, а прокручивают оборотные средства для поддержания компании, чтобы только весной на прибыльном раннем бронировании летнего периода отбить зимние потери. Если кто-то из российских ТО,  непосредственно связанных с украинскими (материнским управлением, договорными отношениями, единой наземной базой и т.д.), не выдержит такого удара, то могут наступить трудности и у нас в Украине. Не нужно также забывать, что правительство Украины может последовать примеру стран, которые прекращают полеты в Египет. Очень надеюсь, что этого не случится, иначе не избежать банкротств и у нас. Ведь массовый и дешевый Египет заменить просто нечем – пострадает весь выездной туризм Украины и, конечно же, все крупные туроператоры, работающие на этом направлении.

Директор туроператора Siesta Ольга Дяченко прогнозирует смутные времена:

– Происходит передел мира. Многие операторы не выдержат сокращения турпотока и своих объемов. Начнут закрываться. За ними потянутся другие. Россия уже показала все на своем примере. Встанет вопрос, что делать крупным туроператорам. Откуда им брать объемы, если Египет отпадет. Думаю, начнется агрессивное вхождение на другие направления. Отсюда и передел рынка. Будет очередной хаос. Начнут демпинговать по экзотике, по Европе, по зимней Болгарии. Испортят все, что можно будет. От безнадежности. Впрочем, может все еще и обойдется. Для демпинга ведь нужны деньги и уверенность, что он себя оправдает. Так что, может, все еще и обойдется.

А насчет авиакомпаний все гораздо проще: у нас авиакомпаний нет…

Глава туркомпании «Пчелка» Елена Герасимчук вернулась из Хургады в ночь с 7 на 8 ноября:

 – Туда мы летели 31 октября (были в небе одновременно с тем несчастным российским самолетом). Мои наблюдения по прохождению контроля на обратном пути из Хургады: почти ничего не изменилось. Наш багаж пленкой не оборачивали и бирками не нумеровали, мы спокойно пронесли литровую бутылку воды с собой в самолет – никто ее не отобрал. Так же нас никто не обыскивал. Проходили два контроля – на входе в аэропорт и после регистрации. Меры безопасности ничем не отличались от мер, которые были в аэропорту «Борисполь», когда мы летели в Египет. Но я сомневаюсь, что взрывчатку пронесли пассажиры того самолета. Скорее, это мог сделать за определенную сумму в обход основного потока кто-то из служащих аэропорта. Хотя это лишь мое личное мнение. Что касается реакции белорусов и россиян на ситуацию, то они действительно искренне винят кого угодно, только не правительство РФ.

Член Союза туриндустрии Казахстана, директор турфирмы «Саят» Инна Рей полагает, что с возвратом в Египет лучше не спешить:

«Наши тоже хотят лететь в Египет, говорят, что мы – не россияне и ссылаются на Украину, но лично я думаю, что террористы не будут второй раз бить туда же. Они вполне могут взяться за отели, экскурсии и прочее».

Пока специалисты отрасли анализируют произошедшее и пытаются заглянуть в будущее, туристы пользуются выгодными предложениями. «Завтрашний борт из Одессы летит, как всегда, полным, - сообщает директор одесской компании «Хороший Отдых» Александр Довгопол. – В отелях с каждым днём уменьшается количество россиян, примерно через полторы недели оно достигнет нуля. Поэтому отели, чтобы не растерять оставшихся клиентов, работают на полную: отношение к туристам стало непривычно хорошим для Египта».

Туроператоры также усилили меры безопасности на своих рейсах. Как сообщил Turprofi.com.ua директор «Аполло-тур» Андрей Демура, Anex Tour разослал всем турагентам информацию  о мерах безопасности, введенных при выполнении рейсов в аэропорты Египта:

«1) С 31.10 рейсы авиакомпании направляются в облет территории Синайского полуострова.

2) С целью ограничения доступа посторонних лиц на борт ВС, авиакомпания отказалась от услуг по уборке салона ВС в аэропортах Шарм-эль-Шейх и Хургады.

3) Авиакомпания отказалась от загрузки бортового питания из аэропортов Египта, питание заказывается и загружается в аэропортах Украины (холодные снэк-закуски).

4) Багаж пассажиров, вылетающих из Египта, заранее упаковывается в полиэтиленовую пленку, на регистрации он маркируется цветной биркой со штампом обслуживающей компании. Цвет бирки для каждого рейса индивидуален и определяется непосредственно перед рейсом.

5) Доступ на борт ВС сотрудников, обеспечивающих наземное обслуживание в аэропортах Египта, максимально ограничен.

6) После прилета и остановки ВС на стоянках в аэропортах Шарм-эль-Шейх и Хургады один из членов экипажа находится у воздушного судна и следит за безопасностью при выполнение услуг по наземному обслуживанию, а также контролирует загрузку багажа для избежания попадания посторонних предметов.

7) Служба безопасности авиакомпании проводит инспекцию в аэропортах Египта.

Просим проинформировать о данных мерах по обеспечению безопасности Ваших туристов».

Валерия Овсяник, 11.11.2015

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS