Зачем турагентам сайты?

От 30 до 40% турагентств Украины не имеют собственных интернет-сайтов – об этом свидетельствуют данные онлайн-систем бронирования. Не у всех представителей розницы есть даже сайты-визитки. А у некоторых компаний страница в интернете настолько устарела, что не во всех браузерах открывается. 

«Систему «Айти-тур» регулярно используют более 4500 агентств, почти у половины из них нет своего сайта», - констатирует глава глава IT-Tour Юрий Авдеев. По мнению эксперта, загвоздка тут не в деньгах: 4 000 гривен, включая модули, – вполне подъёмная для турагентства сумма. Проблема в недопонимании того, куда идёт рынок. Ведь в наше время отсутствие сайта равносильно отсутствию вывески над офисом турфирмы. 

По данным другого ресурса, сайтов не имеют около 40% новых ТА и около 20% старых. «Иногда агентские сети запрещают своим франчайзи открывать собственные сайты. Но чаще всего отказываются от присутствия в интернете ТА из небольших городов, которые уверены, что их там и так все знают, мол, мы маленькие, нам не надо. Однако многие агенты не учитывают, что даже в маленьком городе туристы прибегают к помощи интернета. И если у агентства, которое им рекомендовали друзья, не окажется сайта с ценами, они будут искать их на сайтах агентств областных центров, после чего у них же и купят. Так как убеждены, что в интернете цены ниже», - считает специалист по продажам одной из компаний. 

«У половины агентов нет даже офиса, - отмечает гендиректор сети агентств «Поехали с нами» Олег Кулик. – Что уж говорить о сайтах? Думаю, их не имеют две трети агентов. У остальных же они далеки от совершенства и представляют собой, в основном, сайты-визитки с посещаемостью два человека в день (директор ТА и его менеджер)». По словам эксперта, в маленьких городах, где живут 100-300 тысяч человек, наличие или отсутствие сайта мало на что не влияет. И чем меньше городок, тем меньше влияние. 

«Хотя сейчас и говорят, что если тебя нет в интернете, то тебя нет в бизнесе, суть в том, что сайт сайту рознь, - объясняет Олег Кулик. – Агентам нужны туристы, однако создавая интернет-страницу, главы компаний не понимают, что с ней делать дальше. Они не знают, что такое юзабилити, конверсия, хостинг. И большой пользы от всего этого нет». 

Мнения других экспертов рынка по поводу роли сайтов в нелегкой агентской судьбе разделились. «Мне самому интересно, зачем агентам, у которых нет собственного товара, сайты. Если они выступают в качестве онлайн-продавцов, тогда понятно. Но если продажа туров идет оффлайн, и агент выступает только в качестве консультанта (как и должно быть), то в чем смысл создавать для них суперпродвинутые порталы? Разве что просто похвастаться…», - рассуждает коммерческий директор TEZ Tour Аркадий Маслов. 

Гендиректор TUI Ukraine Владимир Щупак полагает, что собственный сайт агентству нужен для привлечения клиентов через интернет. "Но если клиентов он не приводит, то смысла в нем действительно нет", - считает эксперт. 

Глава TPG Елена Гетманцева уверена, что сайты нужны всем: «Это неотъемлемый инструмент продаж любого современного ТА. Как и страницы в соцсетях. Прошло то время, когда турист искал агентство по его местоположению. Сейчас агентство само должно идти к туристу».

По мнению коммерческого директора «Натали Турс Украина» Иванны Чучман, агент – это в первую очередь профессионал, который должен найти лучшие предложения по каждой стране и разместить их в одном месте. «Например, турист пойдет на сайт туроператора, у которого больше рекламы и имя на слуху. А операторов много и часто более мелкие дают лучшую цену. Работа же агента заключается в том, чтобы знать рынок, разбираться в направлениях и находить лучшее. Те же авиакомпании часто дают акционные тарифы, которые тоже можно предлагать клиентам», - считает Иванна Чучман.

Она уточняет, что на сегодняшний день большинство сайтов ТА – просто скопированная информация с рассылок и сайтов ТО, так как все привыкли работать за счет скидок, когда турист звонит по поводу уже готового тура. Конечно, зачем напрягаться? Отбирать лучшие предложения? Пусть турист ищет сам.

Вопрос не в том, есть сайт или нет, а в том, что он собой представляет, считает глава другого крупного ТО, по мнению которого, смотреть на онлайн-страницы многих турагентств неприятно: «Я даже не говорю про корявые тексты, которые пытаются рассказывать о разных странах. Как будто турист заходит к ним, чтобы узнать протяженность Амазонки или сколько листьев эвкалипта съедает в сутки коала».

Клиент, по мнению собеседника, должен видеть на странице ТА самые интересные по цене и качеству туры, предлагаемые операторами в данный момент. И сайт необходимо обновлять несколько раз в день, а не раз в два года. В идеале, турист должен иметь возможность заплатить за тур онлайн. Но в Украине это, к сожалению, не практикуют.

Эксперт констатирует, что большинство нынешних сайтов годны только на то, чтобы засвидетельствовать присутствие агента на рынке, в лучшем случае – дать его телефон и адрес, с чем, в общем-то, прекрасно могут справиться сайты-агрегаторы или порталы вроде Tours.ua, аккумулирующие на своих страницах информацию о различных компаниях.

Другой собеседник уточняет, что покупка тура через сайт не всегда возможна технически. Есть проблемы с банковскими расчетами. Если использовать эквайринг, то деньги клиента сразу замораживаются, а в случае, если тур не подтверждают (предположим, его уже нет в наличии), то компания либо подставляет туриста, либо сама платит процент за транзакцию – 2,6% от суммы. Поэтом никто и не стремиться рассчитывать туристов через сайт.

Есть и сомнения другого рода. Отдельных агентов пугает необходимость тратиться не только на создание онлайн-страницы (расходы на программиста, дизайнера), но и на дальнейшее поддержание своего ресурса (необходимость платить администратору и человеку, следящему за обновлениями). В то же время существует масса компаний, которые предлагают агентствам купить готовый продукт. 

«Мы создали ресурс toursite.com.ua, где сотня готовых туристических сайтов с различным дизайнами и функционалами ожидают своих хозяев. Купить себе такой можно на «раз-два», – уверяет Юрий Авдеев. 

Имеет ли смысл заводить себе сайт? Turprofi.com.ua провел небольшой опрос..

«Сама об этой думаю в последнее время, - признается директор «ТАСС Тревел» Наталия Герасименко. – Турагентствам, наверное, имеет смысл переходить на какие-то сайты-визитки – для запросов тура, все-таки подбор для туристов, в основном, индивидуальный. А предложения, которые агентства размещают, бывают актуальными один день. Другое дело – операторы…».

«Сайт – это лицо турагента. Показатель того, что он есть, что он жив и не скрывается», - считает директор «Пан Терра» Валентина Искра. «Технологии развиваются, отставать нельзя», - краток гендиректор «Орион-Интур» Юрий Дереш.

«На сайте есть информация для потенциальных клиентов. Туристы могут найти через интернет нас и наши текущие предложения. Это дополнительная реклама», - считает директор калушского ТА «Червона Валiза» Лэся Мостисская.

«Мне кажется, люди больше доверяют турагентствам, у которых есть сайты. Например, у нас часто просят: дайте ваш сайт. Так, например, бывает, когда они выходят на нас через рекламу, соцсети или другие источники – и это показатель», - резюмирует менеджер по туризму Garant Travel Надежда Фетисова.

Валерия Овсяник, 27.10.2015

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS