Авиарынок продолжит падать

Ряд технических консультаций между украинской и российской делегациями по вопросам авиационного сообщения  Украина – Россия, прошедших в Брюсселе 23 октября, не дал особых результатов: новостей на эту тему нет, прямые полеты между странами с 25 октября прекращены. Транзит над территорией Украины для «Аэрофлота» и «Трансаэро» остается, как и был (с соответствующим разрешением на каждый отдельный рейс в Болгарию, Турцию, Египет, Израиль и Грецию), МАУ летать над российской территорией, как и раньше, не позволяют.  

«Те условия, которые выдвинула Украина в отношении российских компаний, подразумевают заведомо неприемлемые действия со стороны России, - полагает  региональный менеджер МАУ по продажам в странах СНГ и центральной Азии Александр Джиджора. – Что касается права авиакомпаний РФ совершать транзитные полеты над нашей территорией, то, на мой взгляд, это решение Украины обусловлено желанием сохранить доходы "Украэроруха", который серьезно пострадал от запрета полетов  над зоной конфликта и потерей своих ресурсов в Крыму». Эксперт добавляет, что сам не очень верит в разрешение транзитных полетов над Россией для МАУ.

Специалисты отрасли уже говорят о том, что для России прямое авиасообщение, видимо, имеет большее значение, чем для Украины, так как инициатор переговоров – Росавиации. «Очевидно, что с российской стороны комментарии стали намного аккуратнее, чем были до прекращения полетов, - отмечает юрист «Анте» Андрей Гук, представляющий интересы «Atlasjet Украина». – Но в ближайшее время решений ожидать не стоит: стороны начали с категорических ультиматумов, которые заведомо невыполнимы каждой стороной».

По словам эксперта, на момент разговора с Turprofi.com.ua, «Atlasjet Украина» не получила от Росавиации ни согласия, ни отказа на совершение прямых полетов из Украины. В МАУ официальный запрет на полеты пришел еще 23 октября. То есть у «Atlasjet Украина» и «UTair Украина» есть шансы разделить освободившуюся долю рынка.

«Уже говорил и еще раз повторюсь: в ближайшей перспективе ничего не будет. Будет грузинский сценарий из трех этапов: никто не летает (пользуемся транзитными портами), договорились о частичном снятии блокады, полное снятие блокады. Мы сейчас на первом этапе, и сколько пройдет времени до второго, а потом до 3-го, никому неизвестно. Это может быть и один день, и неделя, и месяц, и год. В Грузии это длилось 7 лет – только в прошлом году они разблокировали полеты», - напоминает директор «Стиль-Авиа» Евгений Хайнацкий.

Под частичным снятием блокады эксперт имеет в виду разрешение 1,2,3-м перевозчикам с каждой стороны паритетно выполнять рейсы на чартерной основе. Со стороны РФ это могут быть авиакомпании, не попавшие в санкционный список, со стороны Украины, по его мнению, это вряд ли будут МАУ или «Днеправиа». Скорее всего выделят компании, никогда не выполнявшие рейсы в РФ, например, Atlasjet или «Ян Эйр».

Между тем вся эта свистопляска может привести не только к переделу авиарынка, но и к сокращению продаж. Коммерческий директор самого крупного украинского онлайн-сервиса Tickets.UA Виктор Войцеховский отмечает, что сегмент авиаперевозок серьезно упал: «Наша доля в общем количестве продаж не изменилась, но рынок сжимается. При самом оптимистичном прогнозе он упадет на 30%. В худшем случае - на 50. Это коснется всех рейсов в Россию, а уж о транзитных перелетах по дальним туристическим маршрутам и говорить нечего».

По мнению эксперта, часть пассажиров из этих 30% пересядет на поезда, однако далеко не все, поскольку любого рода изменения и дискомфорт в авиасообщении заставляют людей отказываться от полетов вообще. Конечно, будут альтернативы сообщения с РФ через Минск, Кишинев, Ригу и другие аэропорты, но уже одно то, что они будут стыковочными, а значит более длительными по времени, наверняка отразится на спросе.

«Сейчас все взбодрились, частотность на Беларусь увеличилась и компании обещают, что ценники не изменятся, - анализирует Виктор Войцеховский. - Думаю, на первом этапе (от двух недель до полутора месяцев) так и будет, пока перевозчики подхватят пассажиропоток. А затем, когда станет понятно, что емкость рынка сохраняется и потоки распределятся по долям, авиакомпании сядут и посчитают экономику полетов. Так что посмотрим, какие будут цены и объемы».

Валерия Овсяник, 26.10.2015

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS