АЛТУ и МАУ - за цивилизованный рынок

В офисе Ассоциации лидеров турбизнеса Украины состоялся Круглый стол между членами Комитета ИАТА-агентств АЛТУ и представителями авиакомпании МАУ.

Руководство АЛТУ представляли:
Новиковский Александр – президент АЛТУ, Олег Литвяк – исполнительный директор АЛТУ

Комитет ИАТА-агентств АЛТУ был представлен следующими агентствами:
Кашперская Елена – директор Airlife, Александр Шуляк – заместитель директора компании Avialiga, Потемская Катерина – компания Smartline, Александрович Кристина – директор компании «Атлас-тур», Смирнова Анна – директор компании «Білетів Світ», Цыховская Мария – директор компании Aerolux, Ласкина Людмила – директор компании Golden Globe

Авиакомпанию МАУ представляли: Павленко Андрей, Ляхович Кристина – глава Департамента по продажам в Украине.

Состоявшийся обмен мнениями между участниками Круглого стола очертил ряд актуальных вопросов, выяснение позиций по которым, позволило сторонам выработать совместное понимание относительно направления дальнейшего развития цивилизованного рынка авиаперевозок в Украине.

Авиакомпания МАУ подтвердила свою приверженность курсу стратегии переориентирования пассажиров на собственную онлайн продажу. Соотношение агентской и собственной продажи на начало 2014 года составляло 80% на 20%, а к окончанию 2014 года – это же соотношение составило 70% на 30%. Такой результат достигнут путем предложения пассажирам SMART-тарифов и активной рекламной кампании их поддержки. Позиция же агентского рынка в том, что такими своими действиями авиакомпания провоцирует конфликт интересов и искусственную конкуренцию между агентом и самой авиакомпанией, не встретила понимания в лице представителей авиакомпании. Основным аргументом МАУ в поддержку таких действий является прямая экономия средств и уменьшение влияния на выбор пассажира со стороны агента.

В ходе Круглого стола агентами было предложено рассмотреть несколько кейсов, в которых авиакомпания, по мнению членов комитета, оказывает недостаточную поддержку в позиции агента:

- политика сервисного сбора по выписке групп. На данный момент времени сервисный сбор авиакомпании МАУ при выписке групп составляет от 35$ за всю группу до 35$ за одного пассажира. Как выяснилось в ходе разговора, четких критериев определяющих то или иное значение не существует. Таким образом, агент не может заранее сформировать свое предложение клиенту с учетом позиции авиакомпании.

- стратегический альянс авиакомпании МАУ и агентств Кий-авиа и Тikets.ua. Представители авиакомпании выразили однозначную позицию относительно того, что любой агент, обратившийся к ним с желанием установить свое стратегическое партнерство с МАУ, имеет такую возможность. Многие агентства придерживаются позиции независимой оценки предложений всех перевозчиков в интересах пассажира. В случае же со стратегическим партнерством приоритет должен отдаваться авиакомпании МАУ.

- отсутствие должной реакции авиакомпании МАУ на продажу по ценам ниже нетто. В ситуации с агентством Сентурия, которое в 2014 году вошло в дефолт с суммой долга 140 млн. гривен, важным, по мнению членов комитета, являлась выработка авиакомпаниями механизма своевременного реагирования на резкое увеличение объема продаж агентом за счет продажи по ценам ниже нетто. Авиакомпания МАУ имеет документ, регламентирующий запрет таких действий, однако по факту ведет достаточно лояльную политику по отношению к таким агентам.

- риски возможного невыполнения обязательств со стороны авиакомпании МАУ. По мнению представителей авиакомпании, ситуация не является критической, т.к. авиакомпанией принята Антикризисная программа действий, включающая в себя дополнительное инвестирование со стороны акционеров авиакомпании, сокращение флота воздушных судов и частичное уменьшение собственных затрат за счет перевода ряда хозяйственных процессов на аутсорсинг.

Таким образом, мы получили заверения представителей авиакомпании о её безусловной надежности.
По инициативе ведущих ИАТА-агенств, АЛТУ выступила с предложением расширения программы взаимной партнерской поддержки между ассоциацией и национальным авиаперевозчиком МАУ.


Ожидания представителей агентского рынка от проведенного круглого стола полностью оправдались и стороны выразили искреннее удовлетворение форматом и содержанием дискуссии круглого стола и договорились активно использовать подобные встречи и консультации на регулярной основе для  оперативного устранения возможных недоразумений или недопониманий и для последующей выработки совместных четких позиций и критериев взаимоотношений. 

Пресс-релиз АЛТУ, 06.02.2015