Что страшнее: откинутая спинка или ребенок?

Пассажиры американской компании American Eagle чуть не подрались на внутреннем рейсе из-за откинутой спинки. Женщина хотела расслабиться, а мужчина, сидящий сзади (на последнем ряду, где спинка не откидывается), толкал кресло кулаками. Стюард, к которому пассажирка обратилась с жалобой, принес недовольному мужчине ром, а женщине сделал выговор. Размещенное в соцсетях видео конфликта в очередной раз разделило потенциальных пассажиров на тех, кто «за» и «против» опускание спинок. И заставило всех еще раз подумать: а стоит ли?

 

«На коротких рейсах я, например, стараюсь спинку не откидывать, – говорит директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий. – Расстояние между сидениями очень узкое у большинства европейских авиакомпаний. И это то, о чем давно должно позаботиться авиационное регулирование. В самолетах лоукост-перевозчиков (особенно впереди салона) намного удобнее, чем у традиционных. Потому что у них кресла тоньше и не откидываются, то есть никто тебя не прижмёт. В то время как у некоторых грандов перевозки — просто сел и уже упёрся ногами в переднее кресло (а тут его ещё и откинуть хотят)».

 

Эксперт объясняет плотную рассадку в самолетах сильным давлением на авиакомпании: «С одной стороны, падает стоимость билета, с другой — растут расходы: лизинг, техобслуживание, зарплаты. И приходится искать возможности компенсаций. Самый простой выход — установить как можно больше кресел в салоне, что обычно и делают».

 

Винить бортпроводников в том, что они не погасили конфликт в этой ситуации, не стоит, считают собеседники. «Всегда скептически отношусь к словам топикстартеров, которые уже находятся в каком-то эмоциональном состоянии. Может, стюард им обоим предложил коктейль, а женщина не восприняла. Как-то наблюдал точно такую же ситуацию, когда откинули кресло перед большим, накачанным мужчиной, который сидел в ряду, где кресло не откидывается. А лететь было пять часов. Бортпроводница поясняла ему, что можно пересесть в конец салона, там было одно свободное место, но товарищ сидел не один и оказался принципиальным (хотел в бизнес-класс). Но все-таки потом успокоился. Думаю, это не задача борпроводника — разруливать конфликты», – считает авиагик и владелец компании по организации путешествий Максим Шахалов.

 

Как не допустить скандала

 

Украинцы не слишком агрессивны и терпимо относятся к сближению спинками, утверждают мастера путешествий. Хотя большинство опрошенных нами экспертов все равно рекомендуют двигаться в кресле с оглядкой на соседей.

 

«Лично мне некомфортно откидывать кресло назад. И тем более некомфортно, когда это делает пассажир, сидящий впереди, – говорит глава одесского ТА «Санта-Круз» Александр Скляр. – У меня рост 185 см. И когда спинку откидывают полностью, я не помещаюсь.

 

Метода борьбы с притеснениями три:

 

1. Попросить не откидывать сильно.

 

2. Сдвинув ноги вместе, препятствовать опусканию спинки переднего кресла (обычно расстояние небольшое, спинки не жесткие, пассажиру самому неудобно на моих коленках).

 

3. Смириться и плюнуть на это дело.

 

Все способы испробованы лично. Самый простой и действенный — первый. А лупить по спинке впереди сидящего — это перебор. Можно обратиться к стюардессе, можно еще что-то сделать... Все мы в той или иной степени друг другу мешаем», – констатирует Александр Скляр.

 

«Мое мнение насчет этого периодически меняется, в зависимости от ситуации, – признается директор Tabu Tour Максим Циркель. – Терпеть не могу, когда кто-то ложится на меня в самолете, откидывая спинку. Поэтому решаю это всегда кардинально: беру себе места исключительно в аварийном ряду. Или в первом ряду эконома, чтобы на меня даже в теории никто не мог откинуться. Если я все-таки по какой-то причине оказываюсь на обычном месте, то действительно испытываю дискомфорт. Хотя никогда не говорю об этом (и не буду пихать человека впереди ногами, руками и демонстрировать свое недовольство)».

 

Во время еды — ни-ни!

 

«Откидываться нельзя, только когда пассажиров кормят, – уточняет заядлый путешественник Евгений Бабенко. – Всё остальное время я свободно опускаю спинку и при этом меня не очень интересует мнение пассажира сзади. Точно так же никогда не возмущаюсь, если передо мной откидываются. Наклон сиденья существенно облегчает долгий перелёт, и я не вижу причины, чтобы кто-то кого-то в этом ограничивал. Хочешь больше места — покупай билет в бизнес-класс. А если уж взял эконом, да ещё и в последний ряд, где не откидываются спинки, то сиди и терпи!»

 

«Если конструкцией кресла предусмотрен механизм его наклона, значит пассажир имеет право откинуть спинку в более удобное ему положение, – согласен Максим Шахалов. – Хотя негласный этикет требует ставить кресло в вертикальное положение во время перекуса. Тем более, что лежа есть все равно неудобно».

 

Профессиональный путешественник Константин Лиорек, совершающий более 120 перелетов в год, тоже всегда при возможности откидывается: «Как-то сзади сидел ребенок, стучал мне ногой и я пожаловался его маме. Это были китайцы и они извинялись за неудобства».

 

Тревел-журналист Юрий Плохотниченко давно определился с алгоритмом вхождения со спинкой в контакт:

 

«1. Если повезло занять три кресла и на них можно улечься, то не откидываю.

2. Если сзади едят, то не откидываю тоже.

3. В остальных случаях откидываю (если собираюсь спать или смотреть фильм, читать большую газету, которую трудно развернуть иначе, и иногда, если впередисидящий откинулся так, что мне не хватает места). При этом действую плавно.

Пару раз доводилось блокировать отклонение впередисидящего, если это было во время еды или грозило мне поломкой ноутбука».

 

Как откинуть кресло без последствий

 

«Я всегда поворачиваюсь и смотрю, нет ли на руках у пассажира сзади ребенка. Если нет и касалетки с питанием собрали, то вежливо предупреждаю, что буду опускать спинку. И никаких возражений или замечаний не приму», – делится Максим Шахалов.

 

«Сначала опускаешь кресло чуть-чуть, – дает инструкцию Максим Циркель. – И немного разворачиваешься назад — смотришь на реакцию человека, удобно ли ему. Если он показывает, что ему все ок, и он не против, то можно откинуться полностью. Если же человек недоволен или начинает упираться ногами, то я обычно или совсем немного опускаю спинку, или возвращаю ее назад. Считаю, что правильно всегда интересоваться у человека сзади, не будет ли он против. Тогда конфликтов быть не должно».

 

Дети гораздо неудобнее спинок

 

«Мои туристы никогда не жаловались на откинутые спинки кресел. А вот с детьми — другая ситуция. Когда-то пришлось ругаться с мамой ребенка, которому разрешили держаться за мое кресло, прыгать и играть как в манеже. Причем взрослых с малышом было четверо и они сидели в одном ряду. Тогда я сказала его маме, чтобы она следила за поведением ребенка или будем меняться: она сядет на мое место, а я на расстоянии трех кресел. Ситуация сразу разрешилась. Ее муж успокоил ребенка и полет был прекрасен. Поэтому я за то, чтобы пассажиры с детьми сидели отдельно. «Я же мать, и разрешаю ребенку всё» – более актуальная проблема в воздухе, чем какая-то спинка», - резюмирует представитель франчайзингового агентства TUI из Кременчуга Наталия Горчакова.

 

Валерия Овсяник, 14.02.2020

 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS