Аркадий Маслов: "TEZ Tour лоббирует гарантии для туристов"
Коммерческий директор TEZ Tour рассказал, что в 2014 году у ТО останется 800 агентов.
– Аркадий, представители нескольких ассоциаций обратились к Елене Шаповаловой с просьбой создать новую рабочую группу для согласования поправок к закону «О туризме». Остальной рынок волнуется: многие недовольны и самими поправками, и тем, во что это выльется, и даже тем, что неизвестно, на каком этапе находится сейчас обсуждение. Какова Ваша позиция?
– Диалог в Госагентстве по поводу закона идет уже год. Времени определиться всем игрокам рынка и предложить свои варианты поправок было достаточно. Мне, честно говоря, непонятно, какую цель преследуют те, кто сейчас активно протестует и предлагает что-то менять. Если перед ними стоит задача мешать изменениям, то они с ней справляются.
Те поправки, которые предложила АЛТУ, готовились профессиональной группой юристов и не один год. В самой Ассоциации поначалу не существовало единства – было много вопросов и споров. Предложения долго обсуждались, и когда наконец пришли к пониманию, то передали свой вариант поправок в Госагентство по туризму и курортам. На этом наша миссия была выполнена.
Мы не лоббисты в чистом виде. Наше лоббирование заключалось в работе по анализу рынка и привлечению экспертов этого рынка. Ведь мы формируем современный рынок туристических услуг.
– Наверное, им просто не нравятся поправки.
– Когда я слышу критику в адрес АЛТУ, мне хочется спросить: а что вы сами делаете, чтобы что-то менялось на рынке туризма? Мы на протяжении двух лет финансировали рабочую группу из юристов, консультантов и экспертов, которые занимались разработкой современного закона о туризме. И между компаниями – участниками АЛТУ были жаркие, очень жаркие споры, но мы все это преодолели.
На этом поставленная задача выполнена. Что сейчас делает с нашими предложениями Госагентство по туризму и курортам, использует или не использует наши наработки – большой вопрос. Если не считает нужным использовать, что в принципе вправе делать, то мы будем выносить этот вопрос на публичное рассмотрение.
– А как насчет агентов, которые недовольны тем, что их комиссию будут передавать туроператорам?
– Ни для кого не секрет, что туристическая отрасль, а именно сегмент турагентств, находится в теневом секторе экономики – немногие турагентства хотят платить налоги, вести бухгалтерию. Это как раз тот случай, когда открыта дорога к нарушениям закона. Наша миссия – вывести из тени украинский туристический рынок. Мы как крупная и социально ответственная компания проводим такую политику уже много лет, нравится это кому-то или нет.
К сожалению, своими действиями мы дали толчок к созданию консолидаторских сетей, за которыми прячутся непонятные нам агентства и менеджеры. С такими структурами мы не имеем никаких деловых отношений и не хотим иметь. Поскольку для нас первична положительная репутация турагентства и его опыт.
Крупные туроператоры формируют украинский рынок туруслуг. И соответственно несут 100% ответственности перед туристами за свой продукт и сервис. Если туроператор создает продукт, то вправе и выбирать партнеров, и обучать их, а также спрашивать с них.
– Но многие ТА не согласны с тем, что не указаны сроки, в которые туроператоры обязаны вернуть им комиссию.
– Турагентства должны понимать, что наши действия направлены на развитие туристического рынка, а не против их бизнеса. Наша задача – предоставить высокий уровень сервиса и качество турпродукта туристу. Если турист выбрал и оплатил тур, съездил на отдых и вернулся довольным, то свой заработок, а именно комиссию, на протяжении двух дней турагентство получит.
– В отношении агентов Ваша позиция ясна. А как насчет туроператоров? Ведь есть свежие примеры, когда ТО долгое время брали деньги туристов, но никого никуда не отправляли, и это им сходило с рук. В поправках к закону на такой случай ничего не предусмотрено. Госагентство даже не вправе лишить лицензии туроператора-обманщика.
– Во-первых, мошенниками должны заниматься правоохранительные органы! Во-вторых, я убежден, что украинский туррынок движется к саморегуляции. Лицензии, депозиты или банковские гарантии должны быть, но они не могут полностью обезопасить туристов от мошенников.
На мой взгляд, должна быть либо жесткая регуляция со стороны государства, либо регулировать должен сам рынок и пресекать такие действия. И второй вариант предпочтительней, поскольку любые дополнительные полномочия госорганов создают в Украине благоприятную почву для коррупции.
– Сейчас все чаще заговаривают о том, что следует вернуть лицензии для турагентов.
– Лицензия – всего лишь одно из условий. Но какими они должны быть? Что важно? Наличие номинального директора с образованием и опытом работы? Жестких и понятных стандартов для турагентов не существует. Поэтому лицензии – это лишь инструмент коррупции. Хочешь получить – заплати, хочешь ускорить – доплати еще…
– Кстати, TEZ TOUR, насколько мне известно, собирается вновь уменьшить количество своих розничных партнеров. Это так?
– Мы понимаем, что турагентства, которые работают с TEZ TOUR, – это лицо нашей компании. И мы вправе выбирать для себя лучших из лучших профессионалов. Кстати, в мире не существует такого огромного количества агентств, как в Украине. Это ненормально.
– И сколько агентов останется у TEZ TOUR в Украине?
– Сегодня их около 1200. Мы прогнозируем, что в 2014 году останется не больше 800 – это оптимальное число для нашей компании.
Беседовала Валерия Овсяник.