Джейхун Эфенди: «Boeing МАХ8 – новый уровень»
Авиакомпания flydubai рассматривает вероятность возвращения в Харьков и, возможно, запуска рейсов в Запорожье. Однако произойдет это не раньше 2019 года. Об этом на дубайской выставке Arabian Travel Market рассказал старший вице-президент flydubai по коммерческим операциям Джейхун Эфенди. Он также уточнил, что Борисполь предложил авиакомпании очень выгодные условия сотрудничества, однако, чтобы летать оттуда, компании придется отказаться от Жулян, а это сложное решение.
Исходя из выполненных flydubai рейсов и их загрузки, в 2017 году авиакомпания перевезла в Украину и обратно около 285 тысяч пассажиров. Причем это в большей степени бизнес-пассажиры и туристы (10 лет назад основной пассажиропоток давали «шопники»). В данный момент авиакомпания совершает два рейса в день из Киева и четыре рейса в неделю из Одессы. Причем на украинском направлении используется новый Boeing 737 MAX 8, где кресла в бизнес-классе раскладываются до полностью горизонтального положения (при этом длина «кровати» составляет 198 см). У авиакомпании 6 бортов Boeing 737 MAX 8, но она заказала еще 225 самолетов такого типа. А те, которые уже летают, делают это в основном на дальних направлениях (Киев, Москва, Прага, Белград, Краков, Бухарест).
Киеву в этом смысле повезло – в этом главред Turprofi.com.ua убедился лично, когда летел в Дубай. Мы поинтересовались у Джейхуна Эфенди ближайшими планами авиакомпании в отношении Украины.
- Что с Днепром? Будете ли вы когда-нибудь летать в этот город?
- Нам не разрешают рейс из Днепра, хотя там аэропорт не загружен.
- Насколько хорошая сейчас загрузка рейсов из Украины? Мы летели из Киева, и рейс был полным. Значит, спрос есть?
- В Киеве он есть всегда (как и в любой столице). Сложнее бывает с регионами, где обычно наблюдаются периоды роста и спада пассажиропотока. Средняя загрузка из Киева – 98%. И разница между столицей и регионами всегда чувствуется. В Одессе средняя загрузка – 75%.
- Но это ведь тоже очень хорошо.
- Да, но это потому, что по этому направлению в Одессу нет других перевозчиков. В Киеве же есть много авиакомпаний: и чартеры, и ряд авиаперевозчиков на регулярных рейсах, но продукт, который мы сейчас предлагаем для этих рейсов – совсем другой. Все вылеты из столицы (а их, напомню, два в день), выполняются на МАХ 8, который предоставляет недоступный сейчас для других перевозчиков на направлении уровень комфорта. Он выводит предлагаемый из Киева продукт на новый уровень.
- По той же цене?
- Конечно, в бизнес-классе изменились цены - они выросли на 30%. Это новый продукт, и теперь мы направляем наше предложение на разных пассажиров, в том числе на тех, кто раньше ориентировался на Emirates. Теперь он летает с нами.
- То есть все богачи ваши?
- Да, наши (смеется). И нам, кстати, это позволяет быть более гибкими в эконом-классе. Имея сильный бизнес-класс и высокую загрузку в нем, всегда можно это использовать. Эконом-класс, какой бы он ни был (даже с суперкреслами) – это все равно чувствительный по цене сегмент. И держать в нем низкую цену очень важно. А имея высокую загрузку бизнеса, мы можем себе это позволить.
- Интересно, какой сейчас средний чек из Украины?
- Около 300 долларов.
- Пассажиры из Киева больше транзитные? Или они летят именно в Дубай?
- Около 70% – прямые пассажиры. 30% – транзитные. Мы все больше стараемся фокусироваться на клиентах point-to-point. Хотя у нас много транзитных пассажиров Emirates (в прошлом году flydubai объявила о расширении партнерской деятельности с Emirates и большинство их рейсов стали кодшеринговыми. – Turprofi.com.ua): на Бали, Мальдивы, Маврикий, в Сингапур.
- Интересно, в Одессу из Эмиратов отдыхать едут?
- Мы пытались развивать это направление, но туда трафик не пошел. Хотя визовый вопрос не стоит. В Баку, например, поток пошел сразу, как только открыли это направление (плюс, конечно, там еще и короткий перелет – для многих жителей ОАЭ, как мини-Стамбул). Мы даже в Сараево летаем три раза в день, хотя там нет развитой инфраструктуры. Наверное, это специфика менталитета ближневосточных туристов.
- Восстановился ли украинский поток, упавший в 2014 году?
- Поток был стабильно высоким. Сейчас 70% мест продаются в регулярной продаже, не в блоках. Тем более, что сейчас поменялся визовый режим и образовался больший поток туристов.
- Насколько большой всплеск интереса пошел после отмены виз для украинцев в ОАЭ?
- Думаю, рост около 20 процентов.
- Из Украины летом полетят две новые авиакомпании, которые аффилированы с туроператорами (Sky UP и «Харьковские Авиалинии»). Кроме того есть Azur Air. Оттянут ли эти перевозчики часть пассажиропотока у flydubai?
- Наш регулярный продукт всегда был сильнее туроператорского, потому что мы ежедневно и стабильно летаем два раза в день и быстро откликаемся на любые изменения. Если на рынке появляется чартер с низкой ценой, мы сразу реагируем на это. И у нас есть продукты разного типа. Не только из Киева в Дубай, но и разные стыковочные сетки (Emirates и собственные), например, Занзибар, Коломбо и так далее. У нас больше возможностей переключаться с одного сегмента на другой, чем у чартера.
У чартера, допустим, один продукт – Дубай. И то не каждый день. И у них нет системы бронирования, то есть они могут продавать билеты только через туроператора – и кто-то должен брать на себя эту финансовую ответственность. Наши рейсы ни от кого не зависят, ни у кого нет никаких финансовых обязательств. Есть туроператоры с блоками, но у них процент кресел очень маленький. В прошлом году это было максимум 30%. Раньше, имея больший процент блоков, мы вынуждены были постоянно снижать цену, потому что этого требовал туроператорский сегмент. И мы из него ушли в регулярную продажу, где цены в среднем могут быть выше – там пассажир сам решает, когда и куда ему лететь. Тем более сейчас, когда виз нет, это стало еще легче. И мы делаем очень много скидок заранее, за четыре-пять месяцев до вылета.
- То есть демпинг будет?
- Демпинг – нет.
- А у нас уже все настроились.
- Мы не собираемся сдавать свои позиции.
- Может, хотя бы «два кресла в бизнес-классе по цене одного»?
- Может быть (смеется). Но бизнес-класс с чартером вообще не конкурент.
В Киеве у нас нет проблем с долей рынка. Даже туристы из Индии начали летать – им тоже открывают визы. Процесс идет. Регулярно вижу: «Выходные дни в Киеве!».
- В последнее все обсуждают «стоячие» места (те, где меньше сиденье). И некоторые лоукостеры ими уже заинтересовались. Не собирается ли и flydubai уплотнять свои салоны?
- Пока таких кресел нет. Когда они появятся, тогда мы и будем рассматриват такую возможность.
- В последнее время только и читаем, как пассажир какой-нибудь авиакомпании кого-то оскорбил, поджег сигаретой туалет, буянил, взорвался и проч. Из Украины такие часто летают?
- Честно говоря, вообще никаких подобных сигналов не поступало.
- Все тихие?
- Не тихие. Конечно, есть шумные тоже. Но, по-моему, все меняется. Раньше таких случаев было больше. Последние лет девять профайл пассажиров поменялся.
- Вы говорили, что обсуждаете с Борисполем свой приход.
- Да, они очень хотят, чтобы мы к ним поставили рейс. Ведут переговоры. Просто нам сложно определиться. И вроде бы мы привыкли к «Жулянам». Они находятся в центре города. При этом есть люди, которые живут за рекой, – им сложно ехать в аэропорт «Киев». Но если ставить рейс в «Борисполь», то сложно будет тем, кто живет на правом берегу Днепра.
- Если flydubai придет в Борисполь, то ему придется уйти из Жулян?
- Наверное.
- Насколько велика вероятность того, что flydubai туда перейдет? Насколько хорошие там предлагают условия?
- Очень хорошие условия. Лучше, чем в Жулянах. Но у нас просто очень старые добрые отношения с аэропортом «Киев». И нам сложно принять это решение.
Валерия Овсяник, Дубай, 23.04.2018