Что делать турагентам, потерявшим деньги?
Редакцию Turprofi.com.ua завалили письмами и звонками агенты, чьи туристы пострадали от приостановки деятельности «Ньюз Тревел». Такая сильная, но немного запоздалая реакция на уход оператора, видимо, связана с окончательной остановкой его деятельности и увольнением почти всех сотрудников. Утром агенты жаловались, что не могут дозвониться в колл-центр туроператора на номер (044) 593 7337. Коммерческий директор «Ньюз Тревел» Сергей Зубарев пояснил, что звонки теперь принимает не 60 человек, а всего двое, именно поэтому линия все время занята.
В комментариях к нашему предыдущему тексту один из турагентов написал, что смог дозвониться в ТО, а некоторым даже посчастливилось получить 20% от стоимости несостоявшихся туров, однако, судя по всему, таких немного. «Из того, что я знаю, можно сделать вывод, что повезло тем, у кого суммы потерь и без того были невелики. 20% от 17 тысяч гривен проще вернуть, чем от 500 тысяч», - отмечает один из экспертов.
Под вечер в редакцию пришло электронное письмо от представителя киевского ТА (не называем по просьбе автора):
«Только что ездила к офису «Ньюз Тревел». Сразу бросается в глаза, что вокруг здания ходят встревоженные люди. Все двери закрыты, свет в окнах не горит. На звонки и на письма никто не отвечает. Завтра с утра еду в прокуратуру и советую всем сделать то же самое. «Ньюз Тревел» не объявляет себя банкротом, и можно просидеть год, так и не дождавшись возврата денег. А владельцы за это время свалят за границу. Поэтому есть очень маленький шанс не допустить нашими заявлениями в прокуратуру их выезда. Хотя, скорее всего, они уже выехали».
Текст написан на эмоциях (есть турагенты, которые утверждают, что видели сотрудников колл-центра в офисе до обеда), однако в письме присутствует решимость предпринимать какие-то шаги. С вопросом, что теперь делать агентам, мы обратились к председателю «Адвокатов туристического бизнеса» Николаю Слюсаревскому.
«В прокуратуру обращаться нет смысла – только зря потратите время, - предупреждает эксперт. – Единственный вариант – идти в суд с требованием о взыскании долга, получать судебное решение и, если к тому времени на счетах компании останутся какие-то деньги, взыскивать их».
По словам Николая Слюсаревского, даже если взыскивать будет не с чего, останется возможность обратиться в суд с требованием признать ТО банкротом. Если это удастся довести до конца, можно получить компенсацию из тех сумм, которые предусмотрены банковской гарантией (20 тысяч евро. – Ред.) или страховкой, о которой можно прочитать в наших предыдущих публикациях: http://www.turprofi.com.ua/novosti/652-nyuzam-ostalos-vernut-na-rodinu-1-5-tysyachi-turistov http://www.turprofi.com.ua/novosti/ot-kompanij/651-nyuz-trevel-o-strakhovanii-otvetstvennosti http://www.turprofi.com.ua/novosti/645-strakhovaya-gotova-vse-vyplatit-esli-to-obankrotitsya.
На вопрос Turprofi.com.ua, нельзя ли сразу инициировать банкротство ТО, юрист пояснил, что это сложная и долгая процедура, которую по закону можно начинать только если есть стойкая неплатежеспособность компании в течение определенного времени. Фактически это значит, что после того, как суд признает требования истца, а ответчик не оспорит решение и оно провиснет невыполненным, можно будет возбудить дело о банкротстве. И даже когда истец пройдет все круги ада и доведет дело до конца, эффекта может не оправдать ожиданий – трудоемкая процедура приведет к тому, что к банкроту начнут предъявлять претензии остальные кредиторы. А прав на возмещение у них будет столько же, сколько и у инициатора банкротства, потратившего время, силы и деньги.
В общем, перспективы неутешительны. И, судя по настрою участников отрасли, они не питают особых иллюзий.
«Сетям ничего не выплатили и давайте смотреть правде в лицо – вряд ли мы что-то получим, - отмечает замдиректора сети ТА «Горячие туры» Владислав Безверхний. – Деньги перечислялись на счет юр-, а не физлиц, поэтому о привлечении руководства ТО к ответственности речи не идет. Мы все рассчитывали на счастливый конец и, может быть, «Ньюз Тревелу» не стоило зря давать нам такую надежду… Теперь, когда действие «наркоза» проходит, нам все равно больно».
По мнению эксперта, собственники ТО вполне ясно продемонстрировали свою позицию, уволив всех работников, так что теперь сетям предстоит перевести этот конфликт в юридическую плоскость: консультировать агентов по их дальнейшим действиям, чтобы со стороны туристов не было обвинений в бездействии или каких-то нарушениях.
Впрочем, Владислав Безверхний считает, что главное сейчас – не «Ньюз Тревел», а то, что ждет отрасль в будущем: «Наконец туроператоры действительно хотят застраховать свои риски. Они активно это обсуждают, и дело движется (есть даже несколько вариантов реализации плана по страхованию), вот только СК, видя масштабы вопроса, уже не так сильно стремятся в этом участвовать. Я даже не исключаю, что они захотят подождать, пока рынок покинут все слабые игроки, а затем уже будут страховать оставшихся сильных и надежных… Посмотрим. Главное, чтобы до следующего круглого стола на эту тему ничего не произошло».
Валерия Овсяник, 03.02.2015
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS