Аркадий Маслов: «Это нужно остановить»
Коммерческий директор TEZ TOUR обеспокоен происходящим на туррынке.
Он сообщил Turprofi.com.ua, что представители отрасли обратились в Минэкономразвития и торговли к заместителю министра, отвечающему за туризм, Михаилу Титарчуку с предложением вмешаться от имени государства и отрегулировать существующие сегодня на туррынке Украины проблемы.
- Нас, представителей туротрасли, очень волнует ситуация с задержками и переносами рейсов, которые мы наблюдаем в огромных масштабах в последнее время. Такие действия я называю мошенническими: ТО вносит в систему несколько рейсов в день, давая туристу возможность выбора времени вылета (утром, днем, вечером). Ближе к моменту вылета туроператор понимает, что ожидаемого спроса нет, и объединяет рейсы. Например, из 4-х заявленных в день совершается один. Поэтому многие туристы, приехав в аэропорт, узнают, что их рейсы отменены, время вылета перенесено, изменен номер рейса или аэропорт, а иногда даже город вылета.
Такие манипуляции с рейсами – не что иное, как обман, и подобных случаев на сегодняшний день масса. Это наносит ущерб гражданам Украины и приводит к формированию негативного имиджа туристической отрасли в целом.
- И в чем причина таких проблем?
- Причин много. Наша отрасль дерегулирована настолько, что государство сейчас не может повлиять на подобные действия туроператоров. А все переносы рейсов – это ответственность именно туроператоров, как заказчиков.
Меня очень волнует, что качество сервиса сегодня нивелировано практически до нуля. Ощущение, как будто Украина вернулась в начало 2000-х, когда рынок только формировался. Сегодня, как мне кажется, страна переживает болезнь роста, когда любой ценой и как угодно (хоть тушкой) надо куда-то переползти и что-то сделать. Поэтому в 2018 году недопустимы отсутствие регуляции и порядка.
Сейчас никаких правил нет, сервис никому не нужен, страна потребляет некачественный продукт. Как можно назвать все то, что происходит в аэропортах? Что это вообще такое?! Мы выступаем с инициативой и стучимся в Минэкономразвития и торговли с предложениями навести порядок. Необходима регуляция государства, чтобы срочно прекратить этот хаос.
- Вы имеете в виду изменения в закон «О туризме»?
- На самом деле у государства есть несколько рычагов влияния на эту ситуацию. Во-первых, защита прав потребителей по обращениям частных лиц. Государство должно реагировать и проверять, нарушены ли права туристов в каждом конкретном случае или нет. Во-вторых, правоохранительные органы. Они могут разобраться и сказать, есть ли обман потребителей. Вот, например, вам продали один товар, а в результате вы получили другой, и вы с этим не согласны. В туризме это стали сейчас именовать овербукингом, но на самом деле это просто продажа того, чего не существует. Продаются отели с конкретной стоимостью, а потом туристов переселяют в какие-то другие более дешевые, потому что в забронированной гостинице нет номеров (а возможно, что и вовсе нет контракта с ней) – это обман. Кто должен разбираться с этим обманом? Судя по всему – правоохранительные органы.
В-третьих, регуляция государства осуществляется и через лицензирование туроператоров. Получение и лишение лицензии должно четко регламентироваться. По всей видимости, нужно вводить какие-то дополнительные нормы, которые предусматривают аннуляцию лицензии в случае нарушения правил ее использования. Чтобы туроператор понимал: если он будет нарушать правила игры, лицензию у него заберут, и его деятельность будет остановлена. Вся эта регулятивная политика – на стороне государства.
Главное, что необходимо сделать: каждое действие туриста, турагента и туроператора и все их права и обязанности должны быть четко расписаны в законе «О туризме». В новом законе, который сейчас «болтается» и в Верховной раде, и в Кабинете Министров.
Мы будем апеллировать к исполнительной власти, говорить с премьер-министром Владимиром Гройсманом, министром экономического развития и торговли Степаном Кубивым. Потому что так дальше нельзя. Приедьте сейчас в аэропорт: это же катастрофа. Весь сформированный за долгие годы рынок туруслуг в одночасье сломан. Сплошные скандалы и крики. Причем те, кто приложил к этому руку в погоне за туристом, и сами не зарабатывают (а точнее – теряют на этом большие деньги). И подрывают авторитет всех остальных.
- Вы имеете в виду репутацию туроператоров?
- Конечно. Утеряно доверие. Приходит турист в агентство, ему делают красивое предложение: летите в любой день, когда хотите, утром, вечером, днем – куча возможностей! Потом турист выбирает из этого всего то, что надо ему, и не получает выбранное. Но и это еще полбеды. Хуже всего, что турагент при этом берет у туриста расписку, в которой написано, что он не будет нести за это ответственности, потому что турист сам выбрал такого туроператора. Как это называется? Турагент заранее допускает, что у туриста будут проблемы? И снимает с себя за это ответственность? Но так ведь быть не должно! Это тоже своего рода обман.
Валерия Овсяник, 21.06.2018