Антон Тараненко: «Недобросовестные туркомпании создают проблемы остальным»
Начальник Управления туризма и промоций КГГА рассказал Turprofi.com.ua о проблемах с индусами, о том, как некрасиво ведут себя некоторые туроператоры и почему туррынку нужна регуляция.
- Антон, у всех на устах предстоящий футбол и отсутствие мест в гостиницах. После Вашего поста о том, что нужно проверить средства размещения, предлагающие заоблачные цены на период финала Лиги чемпионов в Киеве, многие стали возмущаться. Даже нам писали, что это неправильно. Вы не изменили свою точку зрения?
- Насчет ценообразования: это действительно было актуально на прошлой неделе, а сейчас уже нет. Я считаю, что цены должны увеличиваться во время таких мероприятий, но в разумных пределах. Учитывая европейскую практику — увеличиваться в два-три, может быть, в четыре раза. Но не в десять и не в двадцать.
Мой пост с призывом был направлен на то, чтобы обратить на эту проблему внимание. И он сработал. Пошла волна, есть результаты. На 25-27 мая в апартаментах появились места по 150-200 евро за ночь. Что касается налоговой ... эта ситуация просто дала толчок к тому, чтобы ГНС разобралась, оплачивают ли средства размещения туристические сборы и другие налоги. Все банально: город выиграл право на проведение финала Лиги чемпионов, вложил кучу денег, средств и сил. Кто-то хочет на этом заработать? Прекрасно. Пусть бизнес зарабатывает. Мы только за. Но, естественно, возникает вопрос: платит ли этот бизнес налоги? Все в рамках правового поля.
Еще раз подчеркну, что при этом никто регуляцией бизнеса и цен у нас не занимается — мы не можем да и не хотим этого делать. А все призывы снизить цену носят исключительно рекомендательный характер.
- Но эффект от заявления есть.
- Вот то позитивное, что мы получили:
1. Очень много киевлян зарегистрировались на таких платформах, как Airbnb и «Букинг», и предложили альтернативные варианты размещения в своих квартирах по более низкой цене. На этот промежуток времени можно снять комнату или квартиру по цене от 50 до 200 евро.
2. Уже есть целое движение людей, которые готовы бесплатно расселить у себя людей. И почему нет? Киев всегда был гостеприимным городом.
3. Мы рассматриваем возможность установки кемпинга на территории Киева. Локация еще выбирается. Пока у нас всего около ста заявок, но если их будет больше и они будут подтверждены, то мы это сделаем.
- Тогда забудем о футболе. Украинские туроператоры все больше интересуются инкамингом. Надежды возлагают в том числе на рейсы Ryanair, которые начнутся осенью. Прилетят ли к нам на этих самолетах туристы или это все-таки будет транспорт для заробитчан?
- Иностранцы, которые полетят к нам на Ryanair, точно будут из класса отдыхающих. Большую их часть, я уверен, составят туристы на уикэнд. И это однозначно поднимет уровень туристической привлекательности Киева и Львова (Ryanair заявил о программах именно в эти города. – Turprofi.com.ua) Другое дело, что пассажиры лоукостера не будут туристами с высоким чеком. Это будут те, кто привык тратить на отдых не больше 150 евро в день. То есть прилетит скорее турист не пятизвездных отелей (если говорить в целом). Думаю, такие клиенты будут ориентироваться на отели 3-4*.
Учитывая дешевый перелет, скорее всего активизируются те, кто уже и сейчас хорошо к нам едет: группы из Британии, Германии, Чехии. Хороший прогноз также по балтийским странам. Кто-то из лоукостеров собирался лететь в Осло. Это тоже хорошее направление. Норвегия любит Киев. У нас было два больших фам-трипа — пару недель назад закончился очередной. И со стороны Норвегии есть интерес.
- Главное, что люди там богатые.
- Да. Поэтому я позитивно настроен в этом смысле. А «заробитчане» к нам вряд ли поедут (смеется). Пока наоборот, конечно. Разве что индусы – в них я верю на этот счет больше. Но в остальном у меня нет никаких опасений. Только положительные предчувствия. И да, я согласен, что нужно открывать инкаминговые компании. На сегодня это очень перспективный и растущий бизнес-сегмент.
Я вижу, как инкаминг растет с каждым годом. Тот же Kyiv Friendly Tours из маленького гида с бесплатными экскурсиями за три года вырос в полноценную компанию, которая сейчас эксклюзивно делает экскурсии на вертолетах, предлагает супертуры полного цикла — и у них хорошая загрузка. Я вижу, как таких компаний становится все больше. У многих увеличилась загрузка по инкамингу и они довольны, потому что принимают каждую неделю по 2-3 групповых тура.
Но мне кажется, Киеву не хватает современной платформы-агрегатора, продающего туры всех туроператоров. Возможно, такой сервис удастся реализовать на базе нашего коммунального предприятия КМКП «ТИЦ». Он не будет для туроператоров конкурентом, но сконсолидирует все, что есть. Представьте, как человек заходит на сайт VisitKyiv и выбирает: хочет – три дня по Киеву от компании «Спутник», хочет — три дня от «Пан Укрейн» или от «Корал Тревел» – пожалуйста.
- Отличная идея насчет агрегатора. Но если делать его на базе коммунального предприятия, то оно ведь будет нести моральную ответственность перед туристами. И если вдруг в список попадет компания, которая не оправдает их ожиданий (не говоря уже о мошенниках), вам, возможно, придется отвечать за их деятельность. Не боитесь?
- Тут самый главный момент – кто будет брать деньги. «Букинг» же не берет за то, какой номер в гостинице вы фактически покупаете. Хотя и продает его. Он лишь выполняет функцию площадки, которая дает возможность продать. А ответственность за услугу лежит конкретно на контрагенте, который ее предоставляет, в частности, отель. Точно так же и мы. Хотя если мы будем что-то такое делать (а это еще пока только идеи), то будем брать только те турпродукты и у тех туркомпаний, которые проверены. Это важно.
- Предугадать, кто проштрафится, невозможно.
- В турпакет можно включить cтраховку.
- Можно. А кто выступит в роли страховой компании?
- Компаний много. Например, «Кремень», уже давно хочет с нами сотрудничать. У нас с ними будет проект по карте Kyiv Pass, в стоимость которой войдет страховка от несчастных случаев на 24, 48 и 72 часа. Мы как раз рассматривали такие варианты.
- Кстати, расскажите про карту Kyiv Pass.
- Проект создан, полноценно работает первый сезон. С Kyiv Pass вы можете прокатиться на екскурсионном красном автобусе-кабриолете, посетить музеи, все туристические локации в рамках одного билета, можете проехать на метро, воспользоваться городским транспортом и кататься на кораблике без очереди из речного порта. И еще получить скидки в пяти или шести ресторанах города. Стоит такая карта от 450 гривен (15, 25 или 35 евро на один, два или три дня соответственно). Экономия — более 100 евро в день!
- То есть и на метро с этой картой можно туда-сюда бесплатно кататься?
- Да, но не туда-сюда. Кататься можно, но выходов-входов в метро у вас будет пять. Зато карточку Kyiv Pass можно пополнить для большего количества поездок. Это в нынешней версии. К концу года, как мы надеемся, начнет действовать электронный билет и весь транспорт будет включен в нашу карту, которая станет еще и транспортным пассом.
- Отлично. Возвращаясь к новым рейсам. Какие из них будут самыми перспективными? Лондон? Вильнюс? Или вот очень много Польши запланировано. Все говорят, что поляки — хорошие туристы, но насколько они перспективны для украинских принимающих?
- Вполне перспективны. Во Львове поляки занимают первое место.
- А в Киеве? Один из экспертов туризма как-то сказал мне: «Ну что полякам делать в Киеве? Не представляю».
- Все то же самое, что во Львове, только совершенно по-другому. Потому что они еще не были в Киеве. И много раз были во Львове. Киев – современный индустриальный город, в котором есть и историческая часть, и современные туристические аттракции. Туристам будет на что посмотреть.
- Тогда по поводу продукта. Недавно мы делали материал о принимашках. И Дмитрий Танцюра сказал, что у нас никогда не будет такого продукта, как в Турции и Египте. И надо смириться с тем, что он у нас другой. Какой продукт у нас сейчас на вооружении?
- Я считаю, что стоит продавать туры выходного дня (так называемые сити-брейки). Многие наши города пользуются спросом у европейцев. Да и у самих украинцев. Поездка может быть на 3-4 дня: улетел в четверг-пятницу, прилетел в воскресенье или понедельник.
Киев – как раз тот город, который вызывает у всех интерес. Для двух-трех дней здесь просто нереальная программа! И по центральной части, которая включает в себя гастрономию и различные мероприятия, и однозначно по области можно и нужно прокатиться – у нас много интересных локаций. Я бы сделал акцент на этом. И для синглов, и для групп. А не замахивался на недельные туры.
Что касается сравнения с Турцией — у нас действительно другой продукт. Но в этом-то и есть наша уникальность. Мы не похожи на других. Мы очень хорошая альтернатива старой Европе. Все, что видели они и к чему они привыкли, здесь тоже есть, но во много раз вкуснее, лучше и дешевле. Посмотрите, какие заведения открываются. Взять хотя бы «Белый налив» Борисова. Это же хит! Такой же, как «Пьяная вишня» во Львове, только еще интереснее.
- Можете меня не агитировать. Я вообще считаю, что Киев вне конкуренции.
- Мы с вами живем в уникальное время. Время полной перезагрузки туризма Украины и столичного естественно. Появление различных новых концептуальных заведений — лишнее тому доказательство. Если мы сейчас не упустим возможности, если сможем несмотря ни на что прогрессировать (а это мы и делаем), то количество приезжающих туристов в ближайшее время увеличится на 20-25%. По крайней мере в города – точно.
Уже растет количество новых гостиниц, новых туркомпаний, новых экскурсионных бюро. И через пять лет Киев, Львов, Одесса и еще 4-5 украинских городов станут топовыми в Восточной Европе. Я убежден в этом на 1000%. Каждый, кто приезжает в Украину с деловой или турпоездкой, пытается при этом немножко окунуться в туристический мир и однозначно остается в восторге, рекомендуя своим друзьям и знакомым посетить наш город. Поэтому я очень сильно верю, что к 2020-му году уровень турбизнеса у нас будет намного выше. Главное, чтобы не было войны.
- Насчет уровня: хороша ли у нас отельная база? Сами украинцы скептично оценивают украинский сервис.
- Если говорить про Киев, то у нас есть все. 200 отелей. В прошлом году возникло три новых и откроется еще два. BURSA Hotel Kyiv, например, заработает на этой неделе. И таких бутик-отелей много. Открывается Ibis почти на 600 номеров — отличная тройка возле ждвокзала, которая будет заполнена постоянно... Вы видели Aloft? Очень качественная четверка. И мы закончили прошлый год открытием Park Inn, который также хорош.
Это прекрасная тенденция. Конкуренция в сегменте обострится, и цены на отели в Киеве очень скоро станут как в Варшаве. Цена за номер в сутки будет до 100 евро. Сейчас она начинается от 100 и заканчивается на уровне 250 евро в сутки (это о 4* и таких отелях как Radisson). 250 евро для Radisson'а – это немножко дорого, по сравнению с той же Варшавой или Прагой.
Я считаю, что именно правильный подъем туризма способствует открытию в Киеве новых отелей. Когда четыре года ничего не происходило в этом сегменте и вдруг за год открывается четыре гостиницы – это признак выздоровления. Это здорово и круто. Что касается сервиса, то тут мы уж точно на голову выше всех остальных. Если сравнить сервис Holiday Inn в Киеве и Holiday Inn в другом каком-нибудь городе, то это две большие разницы (у нас он лучше). Это мое личное мнение.
- Вы упомянули, что каждый турист может захотеть увидеть несколько городов в Украине. Много ли предлагают комбинированных туров? Есть ли они вообще? И только ли на автобусе?
- Конечно есть. Киев плюс Львов, плюс Одесса, например. Китайцы-индусы-иранцы очень активно по ним ездят. В основном берут 5-7 дней, поскольку прилетают издалека. И это очень популярная тема. Передвигаются в основном автобусами или самолетом. Реже — поездом. Самолеты особенно любят иранцы, для них 20-30 евро за билет (это если покупать заранее) – это вообще не деньги.
- Все время читаю, что белорусы активно развивают агротуризм. А мы? Или у нас только города и Затока рулят?
- Смотря что мы имеем в виду под словом «агротуризм».
- Наверное, какую-то «сядзiбу», куда можно приехать коровок покормить.
- То есть агро-эко? В Западной Украине это развито. В одесском регионе тоже. А в Киевской области, к сожаление, не сильно. Нет достаточной популярности. Думаю, в этом направлении должна и дальше двигаться Западная Украина. А у Киевской области немножко другая задача: тут есть что посмотреть и без агротуризма, который однозначно зайдет в западной части страны. Там, где меньше достопримечательностей (только замки, но достаточно далеко), зато можно приехать, по-настоящему насладиться природой и прочувствовать ее красоту.
В любом случае все это нужно развивать и планировать. А какой-то одной компании или сильного двигателя для агротуризма, к сожалению, нет. Есть частные усадьбы, которые где-то там развиваются. Если бы кто-то объединил их, сделал хотя бы сайт, который был бы посвящен агротуризму и предлагал такие туры, я думаю, это бы пошло однозначно. В Европе сейчас тренд на такой вид туризма...
- Там, может, займетесь?
- Поддержу точно. Моя задача – создавать условия, чтобы было как можно больше таких предприятий. Я лишь подумал про такой сайт исключительно с точки зрения наличия площадки, которая поможет людям, имеющим турпродукт, его реализовать. Просто делюсь мыслями. Может быть, этот проект будет реализован в ближайшем будущем.
- В туркомпаниях переживают, что приемом туристов занимаются все, кому не лень. Нет никаких ограничений или требований. Нет ни одного условия, без выполнения которого нельзя было бы принимать туристов: я могу их принять, вы можете их принять. Любой может принять. Это нормально?
- Это плохо. Когда примут новый закон Украины «О туризме», то в рамках децентрализации спустят задачи по ведению реестра и лицензированию локальных туристических операторов на исполнительные органы. И то же самое — по лицензированию отелей. Потому что пока у нас так: когда нужно лицензию получить, мы идем к государству. А когда проблема возникает, например, хостел в доме открывают – почему-то обращаются в городскую администрацию. Но ведь когда средства размещения аккредитовывают, это делают подразделения министерств, а не местные органы власти. Поэтому такие полномочия нужно передать исполнительной власти, возможно, выделить дополнительный бюджет, чтобы этим комплексно занимались.
Как было раньше с гидами-экскурсоводами. Сейчас систему упразднили, и каждый, кто хочет, – поднял зонтик на Андреевском спуске и пошел проводить экскурсию. А что он говорит, как он говорит и вообще как ведет эту деятельность – никто не знает. И мы получаем жалобы, что у нас «про Московию говорят», что у нас искажают историю Украины, утверждают, что Киев – это вообще город не украинский, а часть Российской империя — и так далее. Если бы мы лицензировали гидов-экскурсоводов, как было до 2015 года, и выдавали им аккредитацию, как это делают во всем мире (во всем мире!), такого бы не было.
- Да, Украина отличается вольницей.
- Приедьте в Питер: там ни один гид не может прогуляться по достопримечательностям без удостоверения. Приедьте в Стамбул – то же самое. Соотвественно, лицензирование должно быть. Частичная регуляция со стороны властей необходима. Я считаю, что бизнес в состоянии вести бизнес, но не в состоянии придумывать сам для себя правила. Мы видим как это происходит сейчас, когда и сами туркомпании плачут.
Почему не сделать для всех агентов, которые занимаются и въездным, и выездным туризмом, сертификацию? В зависимости от обьемов или от оборота. А то получается, что один продал, второй приехал, но первый не выполнил свои обязательства — в итоге пострадал турист, а крайних не найти. Это проблема.
Сейчас мы столкнулись с тем, что некоторые компании индусам, у которых цель визита якобы туризм, делают приглагшения за деньги. Потом пограничники этих индусов ловят на границе с Евросоюзом, уже как потенциальных нарушителей иммиграционного законодательства.
- Кстати, на выставке в Дубае авиакомпании жаловались, что из Украины приходится вывозить все больше депортированных индусов. Эти расходы ложатся на перевозчиков и, естественно, им не нравятся.
- Да. Из-за таких случаев страдают и нормальные туркомпании. Их клиентам задерживают визы – они ждут их по 4-5 часов в аэропортах. Потому что, как говорят представители погранслужбы, есть риск незаконной миграции из этой страны. Я даже могу вам назвать одну туркомпанию, которая некрасиво себя ведет: Yellow Blue. У нас на нее были жалобы. Мы приглашали их на встречу, но они так и не пришли.
Поэтому я за разумное регулирование. Оно должно быть. Есть 100 основных компаний – отлично. Пусть их лучше будет 100 и они будут развиваться, чем 500 и это будет такой хаос, как на рынке аутгоинга, где нереальный демпинг и каждый из четырех крупнейших игроков снижает цены до минимума, а потом обваливаются такие компании, как «Идриска» и прочие. Зачем нам эту же историю делать в инкаминге? Тут все должно быть с учетом проблематики по выезду.
Для этого нужен единый реестр, единый контроль, переаттестация, отчетность — тогда и бюджет будет наполняться у местной власти лучше, и у городов будут деньги на развитие туризма.
- В некоторых странах въезжающему туристу приходится показать ваучер от конкретного туроператора, чтобы путешествовать дальше вместе с ним и только с ним.
- У нас для дальнемагистральных туристов это тоже обязательно. Для китайских, для иранских. Без ваучера их не пустят. Есть ряд требований для получения визы и нужны деньги. Потому что эти страны в визовой группе. Появилась возможность оформить електронную визу за 11-12 дней и получить украинскую визу за 65$. Для безвизовых все проще: паспорт показал и прошел.
- Можно не по теме спрошу? Вспомнила про перепалку депутата Анны Романовой и советника по туризму Ивана Липтуги на тему, кто хуже работает и кто чего не делает. Не хотите и Вы высказаться на эту тему?
- Хочу (смеется). Я очень хорошо знаю Аню и с ней дружу. И не менее хорошо знаю Ивана и считаю его своим большим другом. Поэтому я как кот Леопольд предпочитаю растянуть бабочку и сказать: «Ребята, давайте жить дружно!» Туризм – это в первую очередь созидательная, а не разрушающая сфера, поэтому нужно созидать и находить компромисс. Я за коммуникацию и конструктив!
Валерия Овсяник, 03.05.2018