Суд наказал Wizz Air за отмену рейса

Четыре пассажира отсудили свыше 17 тысяч гривен за несостоявшийся перелет из Вильнюса в Киев, хотя перевозчик вернул им стоимость своих билетов. 3 марта апелляционный суд Киева вынес новое решение по иску туриста к ООО «Авиалинии Визз Эйр Украина», отменив предыдущее решение Шевченковского райсуда от 4 ноября 2014 года об отказе в расторжении договора и взыскании денежных средств. Истец просил взыскать с авиакомпании компенсацию в 250 евро на каждого человека на общую сумму 1000 евро, что было эквивалентно 17 208 гривен на момент рассмотрения дела.

Еще в конце октября 2013 года пассажир купил на сайте Wizz Air для себя, жены, дочери и тещи четыре электронных билета на рейс Киев-Вильнюс 25 апреля 2014 года и на обратный рейс 2 мая, причем с услугой «приоритетная посадка». В Литву они вылетели на сутки раньше на Wizz, который перенес рейс, а вот назад – на самолете другой компании за свой счет, так как обратный рейс был отменен вообще. При этом перевозчик сообщил туристам об отмене рейса по электронной почте только 28.04.2014 года в 18.02, отметив, что время вылета изменено на 29.04.2014 года в 18.10 (то есть фактически вынуждая их сократить себе майские каникулы на трое суток). Туристы либо не проверяли свою почту и были не в курсе, либо сделали вид, что не знали (история об этом умалчивает), вернулись рейсом другой авиакомпании за свой счет и доказали в суде, что мейл от перевозчика не уведомлял их об отмене рейса 2 мая.

Суд установил, что согласно распечатке из автоматической системы бронирования об отмене рейса 02.05.2014 года истцы были уведомлены путем направления информации на электронную почту истца 17 и 28 апреля. А согласно платежному поручению № 6 от 08.07.2014 года ООО «Авиалинии Визз Эйр Украина» вернуло деньги за авиабилеты отмененного рейса.

«Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что обратный рейс был отменен ответчиком, договор о перевозке является уже расторгнутым в одностороннем порядке и считается прекращенным с момента уведомления истцов об отмене рейса. Истцы об отмене рейса были уведомлены за 16 календарных дней, а потому в соответствии с положениями ст. ст. 104, 105 Воздушного кодекса Украины не имеют права на компенсацию», -- указал апелляционный суд, не согласившись с данными выводами и сославшись на ч. 5 ст. 104 Воздушного кодекса Украины: если пассажирам отказано в перевозке против их воли, перевозчик должен выплатить им компенсацию в таких размерах: 250 евро - для рейсов дальностью до 1500 километров; 400 евро - для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров; 600 евро - для рейсов дальностью свыше 3500 километров.

«Доказательство факта информирования пассажира о правилах и условиях перевозки, порядке бронирования мест на рейсах, тарифах, таксах (сборах), о расписании и сроки выполнения рейса возлагается на авиаперевозчика, его агента по продаже, туристического оператора и другие уполномоченные организации по месту заключения договора воздушной перевозки», - говорится в новом решении, которое вступило в силу уже 3 марта.

Wizz Air предоставил суду нотариально удостоверенное извлечение, из которого следует, что на электронный адрес истца 17 апреля и 28 апреля 2014 было направлено электронное сообщение. «На основании указанного доказательства суд пришел к выводу, что 17.04.2014 года истцам было направлено именно сообщение об отмене рейса на 02.05.2014 года. Вместе с тем, из предоставленного извлечения не усматривается, какого содержания было направлено электронное сообщение и об отмене которого рейса шла речь в этом сообщении», - отметил апелляционный суд. Истцы же утверждали, что сообщение об отмене рейса 2 мая получили только 28 апреля.

«Доводы представителя ответчика о том, что именно истцы должны доказать факт неуведомления их об изменении рейса, коллегия судей считает безосновательными», - решил суд второй инстанции и взыскал с Wizz Air в пользу туристов 17208 грн. по 4302 грн. на каждого, а также 243 грн. 60 коп. судебного сбора в пользу государства.

Стоит добавить, что редакция Turprofi.com.ua 11 апреля 2014 года также купила билеты на рейс Вильнюс-Киев с датой вылета 1 сентября, но получила электронное уведомление об отмене этого рейса 8 мая 2014 года (то есть уже после упомянутых в решении суда дат 28 апреля и 2 мая).

Юрий Свирко, 17.03.2015

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS