Новый уровень: агент умер, да здравствует агент! или Как интернет влияет на агентский бизнес
Йосиф Андрик,
директор по развитию бизнеса B2C
в СНГ и Восточной Европе компании Aerobilet
Туристические агентства всегда относились к онлайну как явлению устрашающему и угрожающему их бизнесу. Тем не менее последние исследования в США показывают, насколько положительно повлиял интернет на их бизнес, особенно в части доступа к информации и возможности обслуживать клиентов по самым лучшим маршрутам.
Агенты также обнаружили, что потребители в большей степени становятся знающими и часто проводят свои собственные исследования, тем самым стимулируя турагентов находить им лучшие предложения.
Умные, опытные менеджеры используют возможности интернета, чтобы создать своим клиентам уникальные ощущения. Сейчас клиенты потребляют информацию посредством нескольких устройств, 24 часа в сутки, из сотни (даже из тысячи) источников. А менеджеры способны помочь клиентам отфильтровать цифровые потоки и избавить их от информационных перегрузок, создавая окончательный вариант путешествия.
Более подробная информация не всегда приводит к улучшению процесса принятия решений. Опытные консультанты по путешествиям имеют высокий уровень знаний и опыта, которые клиенты не смогут найти в интернете.
Например, возьмем авиабилеты – раньше их могли продавать только аккредитованные IATA агентства. Даже если не было аккредитации, то агентство все равно должно было иметь специалиста по работе с Amadeus и Galileo или другими системами.
Сейчас же достаточно зарегистрироваться на сайте, подобном IATI.com.ua, и агент может продавать любые билеты на любые направления, а также отели и другие услуги, при этом он не нуждается в аккредитации и депозитах. Агентствам стали доступны новые возможности, они смогли расширить свою продуктовую линейку.
А теперь посмотрим с другой стороны. Доля путешественников, которые обращаются к сетевым ресурсам перед поездкой, постоянно растет. Все они используют различные источники: информационные сайты, онлайн-страницы туристических агентств, метапоисковые системы, сайты авиакомпаний и отелей, отзывы путешественников и социальные сети. Однако далеко не всегда этим источникам удается привлечь туристов к услуге. К тому же количество клиентов, предпочитающих обращаться в офлайн-агентства для покупки билетов, туров и прочих услуг, по-прежнему весьма значительно.
В бурно развивающемся мире путешествий за считаные годы происходят радикальные изменения. Согласно последним исследованиям PhoCusWright, в Европе темпы развития онлайн-продаж самые большие в России (39%) и Украине (58%), хотя в Украине и Болгарии эти продажи самые слаборазвитые.
Давайте сравним онлайн-продажи в Англии (одной из наиболее развитых в этом отношении), России и Украины:
Как видим, Украине есть куда развиваться: только по продажам отелей мы находимся на одном уровне с Россией, а в остальном отстаем.
Но можем взглянуть на это с другой стороны, как в притче про старого обувщика, который отправил своих сыновей в одну из африканских стран. Первый приехал, взглянул на песок, на босых местных жителей и отписал отцу: «Отец, здесь никто не носит обувь, нам некому ее продавать, рынка нет». Второй добрался до этой страны и отписал отцу следующее: «Отец, здесь НИКТО не носит обувь, мы сможем продавать очень много обуви, весь рынок наш».
Так и с онлайном в Украине – на данный момент это самый перспективный рынок в Европе. Конечно, предстоит большая работа, прежде чем это воплотится в жизнь. Уже присутствуют на рынке онлайновые тревел-агентства. Да, их основные продажи – это рынок России, но они активно развиваются и развивают рынок Украины.
Для успешного развития онлайн-продаж необходимо выработать четкую стратегию, укреплять бренд, использовать эффективные технологии для обеспечения ключевых направлений своего бизнеса. Нужно быть рядом с клиентами, чтобы лучше изучить интересующий их вопрос и привлечь на свой сайт.
Подведем итог: агентства, использующие все возможности интернета на благо путешественников, расширяющие количество своих услуг, постоянно повышающие свою квалификацию и привлекающие новых клиентов через интернет, смогут увеличить свои продажи. А те агентства, которые продолжат работать по старинке, тихонько уйдут с рынка.
Итак, агентства переходят на новый уровень: агент умер, да здравствует агент!!!