Ольга Дяченко: «Выбор есть: или дешево – или хорошо»

Глава «Сиесты» уверена, что туристы и турагенты получают именно то, чего хотят.

Вот только страдают от всеобщей безответственности порядочные нишевые  туроператоры.

 

- Фактически три месяца все турагенты рассказывают в профильных группах о каком-то коллапсе: как не взлетают самолеты и туда, и сюда, как не происходит поселение. Охают, ахают, клянут на чем свет стоит, тех ТО, у которых купили путевку, но с мазохистским упорством продолжают есть этот кактус. Уже просто вызывают смех посты «а почему не взлетел самолет?». Да вот не взлетел он! Потому что туроператор знает: даже если он отменит этот рейс или перенесет на сутки, агенты все равно заполнят его самолеты. Ведь цена, которую он предлагает – демпинговая. А люди так устроены, что желание купить дешевле в большинстве случаев сильнее разума.

 

Сами посудите: вот есть три туроператора, у одного из них цена самая низкая и самолет не взлетает по суткам при этом агенты почему-то считают возможным его предлагать. У другого туроператора цена рыночная, но агент отбрасывает его изначально, так как боится, что турист уйдет в другую фирму.

 

В итоге люди получают то, к чему стремятся. И не говорите мне «а кто знал?». Все знали… Аксиома: чем дешевле продукт, тем ниже его качество. И если у трех туроператоров цена Х, а у четвертого ½ от этого Х, то хочется спросить, на что рассчитывают агенты или туристы, выбирая данный продукт? На путевку в один конец?

 

Хотите низкую цену – ваше право… Но тогда не стоит требовать качества. Нельзя купить мерседес по цене велосипеда. Хотя, конечно, очень хочется.

 

- Некоторые пытаются найти компромисс, наверное.

 

- Все умные люди  понимают, что невозможно осуществить сто авиарейсов (70% которых – дальнемагистральные, на двух с половиной самолетах). Должны понимать они и то, что один оператор работает с массовкой, иногда не рассчитывая на долгосрочное сотрудничество, другой – нацелен на качество. И уж извините, цена его продукта выше. Зато самолеты получше,  консьерж-сервис – 24 часа в сутки, решение вопросов с принимающими сторонами – на дружеском уровне.

 

Иногда «Сиеста» выступает агентом по направлениям Турция или Египет. Когда ко мне приходят друзья и просят забронировать что-то подешевле, я говорю: «Не питання. Садитесь, мой менеджер подберет вам тур. Вот предложения от трех ТО. Сколько хотите дней на курорте? Семь? Вот у этого туроператора будет ровно семь. А у этого и у этого будет – семь плюс два. Как это? Семь на курорте и два в аэропорту. Готовы к такому – бронируйте, но только через расписку». И мои все сразу выбирают вариант, где им не придется сидеть в аэропорту. И платят дороже…

 

Понимаю, что все хотят дешево и сердито. И при этом качественно. Но задача агента, согласно договору с туроператором, оказывать информационные услуги, где самое главное – предоставить выбор туристу и разъяснить последствия низкой цены. А сейчас получается, что выбора у туристов нет – есть разъярённые клиенты, которые всех ненавидят.

 

Именно так  уничтожают украинский туррынок, забывая о старой поговорке: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!».

 

- Возможно, люди не понимают…

 

- Все все прекрасно понимают. Об этом писали десятки раз! На мой взгляд, реально есть в Украине только две авиакомпании: МАУ и «Роза Ветров». Говорю это уже не как представитель туроператора, а как пассажир.  Все остальные авиакомпании летают в рассрочку. И жизни всех наших туристов на них – тоже в рассрочку. И я не понимаю: как сам турист идет на это? Ведь сколько уже в СМИ писали о посадках через 20 минут после взлета. Просто взлетает самолет и сразу садится. И слава Богу, что еще садится!

 

- Туроператоры сами выбирают перевозчиков.

 

- Заказывать чартеры на «Розе» и МАУ экономически невыгодно, ведь цена там совсем иная, чем у тех, кто летает на списанных самолетах. Тогда уже не поиграешь в самого дешевого туроператора. Хотя мне все равно непонятно, о чем думают те, кто ставит 48 программ на одном самолете, у которого даже нет замены. Не сможет украинский авиарынок выполнить то количество перелетов, которые заявили и продолжают заявлять на осень крупные туроператоры. Особенно то, что касается дальнемагестральных направлений. Ведь снова будет невывоз и слезы у сотен людей. А в итоге – полное недоверие турбизнесу.

 

- Кстати, говорят, что пошла активная переориентация клиентов на самостоятельный туризм. Это правда?

 

- Да. Огромное количество туристов боятся обращаться в турфирмы. Пока еще не 50%, потому что люди у нас не настолько продвинуты, но, по моим ощущениям, за этот сезон от 15 до 17 % клиентуры ушли в интернет. И это не те туристы, которые и так бронировали сами, а новые.  Многие снимали заявки и уходили со словами «лучше на «Букинге» спокойненько сами забронируем, пусть дороже, но без помощи туроператоров». Потому что весь этот туристический коллапс отпугивает людей от туротрасли. Испания, например, очень всех напугала. В прошлом году ушла «ИдрисКа-тур», в этом произошел съем рейсов на Тенерифе, Аликанте и Майорку. Причем снимали их некрасиво: не заблаговременно, а в последний момент. Фактически снимали людей с самолета. Так работать нельзя.

 

- Можно ли с этим что-то сделать другим участникам рынка?

 

- Конечно, можно! Туроператоров в Украине очень много. Мы просто все молчим. В Украине, к сожалению, нет законодательства, защищающего туроператоров. Нас, нормальных ТО, которые ценят свой бизнес и свое имя, очень много. Тот же «Инкомартур», который, как и «Сиеста», на туррынке множество лет, «Туристический клуб», который всю жизнь на своих деньгах, «Видерштраль», который 30 лет работает по Австрии, «Орбита», «Пилон» – да много всех. И если бы нам хватило ума объединиться против этого беспредела и начать говорить…

 

- И что бы туроператоры сказали?

 

- Был недавно пост в соцсетях, где туроператоров ругали. Красиво было написано, и множество лайков пост собрал (непонятным только осталось, почему же агенты бронируют тех, кто так с ними поступает). И одна женщина спросила, как узнать о хороших туроператорах. Вот этот вопрос поставил меня в тупик. А действительно. Как? Ведь у нас нет лишних денег, чтобы ставить на каждом углу борды с рекламой себя. Наша несуществующая пока Ассоциация надежных туроператоров могла бы делать совместную рекламу, чтобы люди узнавали о тех, с кем не страшно летать.

 

Обидно, когда туристы пишут: «Да сколько у нас в стране туроператоров? Всего три-четыре». То есть об остальных они ничего не знают. Мы думаем, что мы всем известны, потому что наши клиенты к нам приходят. А на самом деле – нет. Вот о чем нужно задуматься. Вот о чем нужно говорить. Ведь такие туроператоры есть. И они гасят по второму кругу все расходы этих «Карий», «Идрисок» и «Ньюсов». Но вечно так продолжаться не может. Туризм загнется, если о нормальных нишевых туроператорах не будут знать. А если закроюсь я, «Пилон», «Альф», те, для кого туризм смысл всей их жизни, – кто останется?

 

Те, для кого фраза «нет ничего кроме бизнеса!», – основа всей жизни.

 

- Если туроператоры уйдут, туристы будут летать самостоятельно.

 

- Возможно. Но опыт показывает, что как только эти туристы куда-то самостоятельно начинают летать, они влезают туда, откуда самостоятельно выбраться не могут. А потом звонят за помощью: «Пошла на «Букинг», нажала не туда, деньги сняли, а этот отель мне не нужен. Ты же всех там знаешь, попроси, чтобы мне деньги вернули». Где я знаю? На «Букинге»? (Смеется). Да, это вам не туркомпания. А, приезжают они потом в отель, и им говорят, мол, извините, брони нет. Обращайтесь в «Букинг»…

 

- Везде бывают сбои.

 

- Поэтому я в который уже раз объясняю, что туроператор и турагентство – это не просто люди, которые забронировали вам тур. Это люди, которые сопровождают вас из точки А в точку Б. Если, конечно, это нормальные туроператоры и турагенты. И они работают 24 часа в сутки.

 

А туристы думают, что на рынке существует только три туроператора, которые постоянно не взлетают и все переносят. Нет. В таких масштабах переносят рейсы единицы. Остальные работают на совесть. Но может так получиться, что уйдут как раз те, кто всю жизнь поднимал этот рынок. Вот посмотрите, что делали с «Феерией». Захаренко (гендиректор «Феерии». – Turprofi.com.ua) – родоначальник множества направлений. Он поднимает какое-то направление, вкладывает в него кучу сил, делает его популярным, после чего туда сразу же влезает какой-нибудь крупный ТО, давит его своими ценами, и Захаренко оттуда вынужден уйти. Разве это правильно?

 

- Такова конкуренция.

 

- Да, но что делать нишевым туроператорам при такой нечестной конкуренции? Например, когда кто-то, имея всего один самолет, обещает зимой всех порвать на дальнемагистральных направлениях. Да вы хоть до Турции на нем долетите!

 

В общем, все должны понимать: или дешево, или хорошо – другого выбора нет.

 

Валерия Овсяник, 20.07.2018