Евгений Щанкин: «Виноваты авантюристы»

 

О ситуации в авиаотрасли и туризме – соучредитель Travel Professional Group.

 

- Проблемы с переносами были всегда, но то, что происходит сейчас, похоже на коллапс. В чем дело?

 

- Причин несколько. Причем есть объективные и субъективные.

 

Субъективные – это сознательные или неосознанные ошибки в действиях туроператоров и авиакомпаний. Некоторые коллеги очевидно переоценили свои силы, когда ставили программы, не подкрепленные реальной перевозкой. Когда на рынке избыток самолетов, и они простаивают, ушлый оператор может получить максимально выгодную цену. Если же по каким-то причинам есть дефицит самолетов, оператор, который заранее не позаботился о контрактах, может оказаться без перевозки и носится по всему рынку в поиске самолета, пока его туристы ждут в аэропорту. А ведь найти самолет – это полдела, надо еще согласовать слоты, получить разрешения на полет.

 

- То есть туры продаются, а рейсов нет?

 

- Ну да, это легко понять, если вы видите изменение позывных и номера рейса. К примеру, люди, бронировали МАУ, а летят в лучшем случае на самолете другой авиакомпании.

 

- Отсюда и сбои?

 

- Да, сбои неизбежны. Никто ведь не бронирует слоты и время под такого оператора. А значит, он сознательно рискует спокойствием своих туристов и агентов. И еще одна проблема – проблема авиакомпаний.

 

- А именно?

 

- Для авиакомпаний лето – «жнива». Они набирают себе слишком много рейсов в надежде заработать как можно больше. Рейсы стоят таким образом, чтобы не допустить сбоев в расписании. Резервных бортов нет и, если у авиакомпании случается поломка, идет сбой всей программы.

 

- TPG летала практически без сбоев с начала сезона, но последняя неделя тоже стала проблемной.

 

- Да, у нас было три серьезные задержки рейсов а/к «Браво». Задержки вызваны тем, что авиакомпания потеряла один из бортов (вспомните инцидент с съездом самолета с ВПП в Жулянах). Это повлекло за собой сбои даже несмотря на то, что в марте мы подписали с авиакомпанией договор, в котором указано, что перевозчик зарезервировал для нас специальный борт под внушительную предоплату.

 

- Эти сбои – и есть объективные причины?

 

- Да, такие сбои случаются абсолютно у всех авиакомпаний в мире, в примерно равных пропорциях. Это авиация, и все понимают, что если есть хоть малейшее сомнение в техническом состоянии борта, его никто не допустит к полетам. И это правильно, но при этом важно, как ведут себя авиакомпании и операторы, заказавшие рейс. Я могу отвечать только за TPG. Поэтому скажу, что у нас давно разработан четкий алгоритм действий:

 

- работающая горячая линия. Всегда в режиме 24/7, также мы отвечаем на обращения на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., обращения в FB и на сайте компании. По регламенту любой системный сбой в полетной программе влечет увеличение дежурной смены в два раза. Однако не всегда мы знаем ситуацию с вылетом, т.к. иногда не получаем окончательную информацию от авиакомпании.

 

- в аэропортах Борисполь и Жуляны у нас работают постоянные представители, в региональных аэропортах наши представители провожают рейсы.

 

- мы подтверждаем 100% возврат стоимости тура при существенной задержке, при не большой задержке турист также может отказаться от тура и вернуть деньги согласно правилам страхования от невыезда (СК «ERV»).

 

- авиакомпания обеспечивает питание туристов либо поселение их в отель (и в Украине, и в стране пребывания). Если этого не делает авиакомпания, это делаем мы за свой счет.

 

- мы автоматически возвращаем стоимость потерянных суток отдыха при задержке от 6 до 12 часов – полсуток при задержке более 12 часов – стоимость суток.

 

Сбои полетной программы бывают у всех. Важно не отсутствие или наличие сбоев, а как оператор минимизирует их негативные последствия.

 

- Многие считают, что причина задержек – возраст бортов.

 

- У нас у всех есть автомобили. Мы знаем, что для автомобиля возраст – это не главное. Главное марка, техническое состояние и то, как следили за машиной. То же с самолетом. Возраст сказывается на цене, и это причина, почему у нас огромное количество самолетов старше 20 лет (средний возраст воздушных судов в Украине – под 20 лет). Это проблема всей авиационной отрасли, а не какой-то компании отдельно. При этом, в авиации существуют очень серьезные требования по безопасности выпуска самолета в рейс. Туристы могут быть в полной уверенности, что их самолет безопасен, независимо от возраста и качества кресел в салоне.

 

- Как же бороться с переносами рейсов и сбоями программ?

 

- Я убежден, что дело только в желании государства исправить ситуацию. Вероятно, вместо эфемерных прожектов с гиперлупами Министерство инфраструктуры должно попросту реализовать четкие правила чартерных авиаперевозок, которые ввел даже наш восточный сосед. Так, после масштабных сбоев в прошлом году, Росавиация получила полномочия по своему усмотрению сокращать чартерные программы перевозчиков таким образом, чтобы обеспечить постоянное наличие резервных бортов. Авиакомпания только тогда получит право на выполнение рейса, когда докажет, что сможет его выполнить своими силами и подстраховать резервами. И даже если разрешение выдано, авиакомпании может быть предписано сократить программы на соответствующий %, если у нее выходит из строя какой-то борт. И в этом году мы не слышали о системных задержках рейсов в России.

 

Впрочем, у нас проблема намного серьезней. Это проблема развития всей авиационной отрасли. Посмотрите, ведь у нас есть уникальная возможность для развития. Огромный внутренний рынок и возможности для транзита, желание людей летать. У нас также есть лучшее в восточной Европе авиастроение – завод Антонова, ХАЗ и др., простаивающие сейчас без работы. Что мешает государству вместо того, чтобы зазывать по всему миру лоукостеров и позориться на создании своих, запустить бюджетную программу отечественного авиастроительства, обновив частично за государственный счет авиапарк всех отечественных авиакомпаний новыми самолетами, построенными в Украине? Никто. Надо только желание отойти от махрового популизма к конкретной работе!

 

- Так виновато государство?

 

- Не только, но в первую очередь именно оно. Кроме того, виноваты те коллеги (туроператоры и авиаторы), которые в погоне за объемами и легкими деньгами идут на сознательные авантюры. Этого нельзя допускать. Фактически, продажа не существующего продукта – мошенничество.

 

- Вы согласны с Аркадием Масловым, что за такое надо лишать лицензии?

 

- Да.

 

02.07.2018