В Украине банкротиться некому, так что все будет хорошо
В начале марта на рынке российских онлайн-сервисов получился небольшой скандал, о котором, на наш взгляд, имеет смысл вспомнить.
Основатель OneTwoTrip Петр Кутис, к которому «Коммерсант» обратился за комментарием по поводу привлечения его компанией $8 млн от банка Goldman Sachs, вместо ответа на вопрос спрогнозировал печальное будущее для российского рынка онлайн-продажи авиабилетов, не забыв хорошенечко похвалить свой сервис, который, по его словам, занимает первое место по продажам.
«Ozon, например, продает много, но затраты на эквайринг, контекст и хостинг распределяют на весь холдинг. Где-то там «Авиакасса» и с ними Tickets.ru и AnyWayAnyDay (субагенты «Авиа центра») — работают на обороте, дыра в денежном потоке огромная. По моим оценкам, в середине года или ранее будет коллапс у них. И ИАТА/BSP (система взаиморасчётов) никак не защитит авиакомпании. А «Трансаэро», согласно их отчетности, близки к банкротству. Biletix молодцы (они же VIP-сервис), но нет идей, хотя технически они сразу после нас», - расставил конкурентов Петр Кутис.
Он добавил, что 90% участников рынка сидят в обороте, поэтому период расчетов ИАТА/BSP нужно было бы уменьшить с семи до трех дней, тогда бы все фейковые компании всплыли бы. Но Ассоциация боится, потому как не сможет покрыть финансовые потери авиакомпаний. И вообще, BSP Россия — фейк, а банковская гарантия «Авиа центра» может быть в 10 раз меньше реального разрыва онлайн-сервисов в денежном потоке, так что в этом году останутся две-три компании.
Несмотря на то, что заявления касались российских компаний, украинские игроки также не остались к ним равнодушными, тем более, что рынки очень похожи, а упомянутый Кутисом Tickets.ru имеет украинские корни.
«По интервью Кутиса комментариев у меня нет, - высказался основатель «Тикетса» Сергей Кравец. – Во-первых, я так и понял его путанных высказываний. Во-вторых, он марсианин, по-моему. По крайней мере, его понимание рынка очень далеко от реалий планеты Земля. …Но я рекомендую участникам рынка, чтобы не фантазировать, поинтересоваться статистикой и, вообще говоря, местом сервиса OneTwoTrip в этой статистике. Мне кажется, в феврале 2015 OneTwoTrip перестал быть лидером среди ОТА в Рунете. Так что пользуясь случаем, передаю привет».
«Комментировать заявления агента против коллег по цеху будет неэтично, - скромно высказывается глава комитета украинского APJC Андрей Павленко. – А про ИАТА – вообще история на 100 страниц. Лучше BSP в мире пока никто ничего не придумал. Это лучшая практика, не имеющая равных альтернатив в глобальных масштабах».
«Сложно такое комментировать, - согласен директор по развитию бизнеса B2C в СНГ и Восточной Европе компании Aerobilet Йосиф Андрик. - Ясно, что кто-то с российского рынка уйдет, но я не знаю финансового состояния и возможностей крупных компаний. Хотя мне интересно: откуда Кутис может знать, кто, как и чем дышит? Точно так и про него можно сказать, что, судя по его ценам на метапоисковиках, он ничем не отличается от других». Эксперт обратил внимание, что основатель OneTwoTrip сделал свое заявление вроде бы после привлечения 8 млн. долларов, которые непонятно для чего ему были нужны. «А вообще, обсуждать финансовое состояние коллег не совсем этично. Я так думаю», - делает вывод Йосиф Андрик.
На вопрос, что ждет украинский рынок онлайн-продаж, кто уйдет и так ли у нас все грустно, как в России, http://www.turprofi.com.ua/novosti/381-onlajn-puzyri-v-ukraine-eshche-ne-nadulis эксперты, которых мы опросили, затруднились ответить. «У нас фактически только «Тикетсы» и есть, но я что-то сомневаюсь, что они уйдут», - констатировал Йосиф Андрик. «У нас не такая серьезная конкуренция и крупных игроков немного, так что все будет нормально», - согласен другой собеседник.
Более объемный прогноз сделал лишь Сергей Кравец: «Что будет в 2015? Новых игроков, скорее всего, не появится – очень высокая планка. Все участники (крупные агенты и авиакомпании) пережили зиму, следовательно, переживут 2015 год. Мы точно будем свидетелями консолидации бизнеса вокруг крупных игроков. Я имею в виду, не только рост доли крупных участников, но и вертикальное развитие бизнеса. Собственно, это уже происходит. Если говорить о российском рынке, то VIP-сервис объявил о переговорах с «Амекс», «Озон» – о партнерстве с ТКП по отелям, «Тикетс» в течение ближайшего месяца также озвучит свои новости. Это все новые конфигурации, которые, безусловно, будут прямо влиять на ландшафт рынка. Развитие бизнеса в чистом виде. Рост не за счет привлечения средств от инвесторов, а за счет масштабирования бизнеса».
Эксперт добавил, что на днях обсуждал состояние IATA BSP с региональным директором IATA в Европе госпожой Александрой Моралес, которая непосредственно отвечает за работу финансовых и дистрибутивных сервисов, т.е. BSP: «Могу сообщить, что несмотря на определенную инертность, IATA очень внимательно смотрит на рынок, на его участников и на актуальность правил работы BSP, как точки взаиморасчетов. Мы договорились поддерживать прямой диалог с тем, чтобы обеспечить максимальное взаимодействие IATA с участниками рынка. Уверен, это приведет к актуализации ряда паттернов BSP при работе в Украине, в частности».
По мнению Сергея Кравца, все будет одинаково справедливо как для украинского, так и для российского рынка. С той лишь поправкой, что в Украине будет меньше радикально новых решений, т.е. участники рынка будут, скорее всего, просто ждать восстановления рынка, не предпринимая резких движений.
Валерия Овсяник, 09.03.2015