Что нас ждет осенью?

На фоне такого происшествия, как сбитый над Донбассом пассажирский «Боинг», и в ожидании войны, довольно трудно напророчить туризму что-то хорошее, но и впадать в панику нет смысла.

Так что же нас ждет? Туроператоры давать прогнозы не берутся. «Основной проблемой сегодняшнего состояния туррынка является его нестабильность и сложная прогнозируемость,  –  объясняет глава Travel Professional Group Елена Гетманцева. – Главный рисковый фактор – война. И мы, к сожалению, не можем сделать более-менее достоверные прогнозы не только в долгосрочной перспективе (на два года), но и в краткосрочной (на следующий сезон). Отсюда и неопределенность бюджетирования, дополнительные финансовые риски и т.д. Мы не знаем, каким будет этот сезон, равно как и не можем прогнозировать следующий».

«Туристические поездки, как и деловые, уже существенно сократились, – констатирует региональный менеджер МАУ по продажам в странах СНГ и Центральной Азии Александр Джиджора. – А в будущем стоит ожидать урезания тревел-бюджетов очень многих компаний, вследствие чего снизится количество деловых поездок и MICE-мероприятий».

По мнению директора представительства в Украине Silk Way Travel-генерального агента по продаже авиакомпании АЗАЛ в Украине Александра Лисовика, перспективы рынка видятся в очень мрачных тонах: после нынешнего летнего сезона у туроператоров не хватит ресурсов на большие программы. «Все происходящее отразится на экономике Украины и каждый гражданин ощутит это на себе», – полагает эксперт. По его мнению, произойдет сдвиг в сторону недорогих предложений: те, кто летал бизнес-классом, пересядут в эконом, а многие пассажиры эконом-класса вообще не смогут позволить себе перелеты, отдавая предпочтение автобусам и поездам.

«Поэтому те компании, которые занимаются автобусными перевозками, по меньшей мере, не ощутят такого резкого спада. Хотя в целом пассажиропоток уменьшится», – уверен Александр Лисовик. Что касается именно последствий падения «Боинга», то однозначно можно сказать, что перераспределения турпотоков в сторону Европы или Азии, как некоторые надеялись, не будет – люди просто начнут меньше летать куда-либо.

«Текущая ситуация на рынке не очень хорошая:  спад 20-30%,  – подтверждает гендиректор сети ТА «Поехали с нами» Олег Кулик.  – Хотя связывают его с «Боингом» (думаю, через неделю спрос более-менее должен восстановиться, и до августа как-то доработаем). Что касается сентября и далее, то прогнозы не очень утешительные. Поэтому самым правильным для операторов было бы очень осторожно подойти к своим объемам и сократить их, по сравнению с прошлым годом,  минимум на 30%, а то и больше, тогда, возможно, они что-то и заработали бы». Главное,  чтобы военные действия не перекинулись на другие регионы и чтобы не было терактов, добавляет эксперт. «Желательно, чтобы до осени вообще война закончилась, хотя это вряд ли…», – резюмирует он.

«Думаю, на будущее нашей авиации больше повлияет не крушение самолета (которое вызовет краткосрочный незначительный спад продаж), а факт реального вступления в силу "открытого неба", – считает другой эксперт. – Реального – это означает, что государство действительно не будет создавать иностранным регулярным перевозчикам и лоукостам препятствий в виде "отсутствия" слотов в аэропортах и прочей бюрократии (на что мы мастаки), а честно откроет рынок. Тогда перед украинскими авиаперевозчиками будет стоять сложный выбор, как жить дальше. Вот над этим бы я на их месте подумал». По мнению эксперта, пассажиры и агентства от "открытого неба" только выиграют. А если еще добавится безвизовый въезд в Европу, то продажи точно превысят "докрымские",  уверен собеседник.

В данный момент основным последствием  падения малайзийского самолета стал запрет летать над территорией Донбасса. Однако пассажиров и туркомпаний это почти не коснется. «Авиаперевозчики будут прокладывать новые трассы, что отразится на экономике полетов, но не на расписании, – уверен Александр Лисовик. – Украинским авиакомпаниям нужно быть готовыми к тому, что интенсивность полетов между Украиной и Россией заметно снизится. Что касается других авиакомпаний, то они будут руководствоваться экономической ситуацией, которая сложится в Украине в конце года, когда будет составляться новое расписание полетов. Составляется оно всего два раза в год, хотя в случае резких катаклизмов его можно поменять (что, собственно, мы и наблюдали в последнее время)». По мнению эксперта, наиболее успешными в ближайшем будущем окажутся те компании, которые будут использовать в своей работе инновационные решения, а не обычный стандартный подход.

Дополнительные риски для отрасли создает политическая нестабильность, связанная с последними заявлениями премьер-министра Украины Арсения Яценюка об отставке. Если Верховная Рада примет его отставку, то страна вступит в полосу очередного кадротрясения верхушки, которое может совпасть с досрочными выборами Парламента со всеми вытекающими отсюда последствиями. В том числе отказ от поездок за рубеж со стороны политического бомонда и зависящих от него лиц.

 

Валерия Овсяник,  24.07.2014