Очень сложный 2014 год

За пять месяцев политических неурядиц туррынок Украины ужался до уровня 2005 года. По различным оценкам, объемы выездного сегмента сократились на 50-80%, а въездного – на 60-80%.

Инкаминговые компании сократили часть сотрудников, а некоторые даже вынуждены были закрыться. Что касается внутреннего туризма, то и здесь дела идут не феерично, хотя оценить масштабы падения потребительской активности тяжело из-за отсутствия механизмов подсчета. В то же время, эксперты уверены, что у внутреннего туризма есть перспективы – многие из тех, кто боится или не может позволить себе отдых за рубежом, готовы переориентироваться на отечественные курорты. Вполне возможно, что именно так оно и будет.

Авиакомпании

С того момента, как «Аэросвит» ушел, расстановка сил в авиаотрасли изменилась. И хотя по данным электронных систем бронирования больше всех от фактического банкротства "Аэросвита" выиграл российский «Аэрофлот», среди отечественных авиакомпаний также возникло некое подобие конкуренции.

Авиакомпания МАУ в 2013 году увеличила объемы оперирования на 60% и пополнила свой парк двумя дальнемагистральными бортами. Однако, по сведениям нескольких источников, в 2014 году МАУ сократит свои объемы оперирования на 15% (оставив за собой 20% всего украинского авиарынка). Перевозчик планирует уменьшить свой авиапарк на 25%, что будет сделано за счет возврата бортов, взятых в мокрый лизинг, и непродления договоров, срок действия которых истекает. В то же время перевозчик не отказался от планов приобрести в течение этого года еще один «Боинг-767», что оставляет надежду на дальнейшее развитие дальнемагистральных направлений.

Если свои позиции сумеют удержать "Авиалинии Харькова", то зимой конкуренция между авиакомпаниями и ТО продолжится. Напомним, что прошлой осенью перевозчик вошел в альянс с Pegas Touristik, заставив поволноваться всех, кто оперировал на дальнемагистральных направлениях. Еще до протестов на Майдане туроператоры готовились нести убытки из-за избытка перевозки и небывалого демпинга. Никто не ожидал, что проблемы будут из-за угрозы войны. Аннексия Крыма и проблемы в Донецкой и Луганской областях, свели на «нет» все достижения туротрасли, отбросив ее на 10 лет назад. Большая часть рейсов была отменена из-за отсутствия спроса. И предсказать, когда их восстановят, почти невозможно. Из-за того, что авиапарк уменьшится, возможности восстановить полетные программы в любой момент уже не будет.

Хотя в данный момент статистика аэропорта «Борисполь» говорит о положительных тенденциях. За пять месяцев предприятие обслужило 2 млн 467 тысяч человек, в том числе в мае – 563 200 человек, что на 26% превысило апрельский уровень. В мае аэропорт принял и отправил 6147 рейсов, что на 13% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

Быстрее всех восстанавливают объемы Air France (+ 38% по отношению к апрелю), Lufthansa (+23%) и МАУ +16%. У WindRose, ориентированной на чартеры, тоже есть прирост, но не такой значительный.

Туроператоры

Туго пришлось в этом году и туроператорам, работающим на выезд. Если многие турагенты в тяжелую годину отказались от аренды офисов и продолжили работу в домашних условиях, то операторы так просто уйти в подполье не могли - их основные траты были связаны с пустыми самолетами. К лету компании подошли с большими потерями, хотя никто не обанкротился – просто сократили все, что могли. «Смысла упорствовать, наращивая объемы, нет, – объясняет директор по развитию бизнеса B2C в СНГ и Восточной Европе компании Aerobilet Йосиф Андрик. – Те, кто успел среагировать на сжатие рынка и подстроиться под новые реалии, будут на коне. А те, кто продолжает выезжать за счет оборотов, проиграют». Особенно плохи дела в Донецкой и Луганской областях, откуда отменили все регулярные и чартерные рейсы, и не только невозможно вылететь, но даже трудно выехать, поскольку это сопряжено с риском для жизни. По словам эксперта, объем донецко-луганского турпотока составлял около 20% от общеукраинского, так что это серьезная потеря для турбизнеса.

Между тем, в других областях конец мая-начало июня показали хорошую динамику роста. «Все, кто боялся выезжать на отдых зимой и весной, устали переживать, – считает глава одного из крупных ТО. – Еще месяц назад казалось, что все катится в тартарары и турбизнесу пришел конец, а сегодня у нас появилась надежда. Хотя неизвестно, надолго ли это оживление. Не исключено, что с окончанием лета все закончится». Эксперт подтверждает, что по сравнению с прошлым годом объемы упали катастрофически, однако при этом остаются, например, летние чартеры в Египет из Одессы и из Запорожья, чего раньше никогда не было.

«Основная проблема сейчас – отсутствие глубины продаж, – говорит глава GTO Travel Company Михаил Тюрин. – Даже самые популярные отели выкупаются всего за 2-3 недели до вылета. И никакой опыт в туризме при этом не работает. Ты просто понимаешь, что на все воля божья». В результате многие ТО отказались не только от чартеров, но и от блочных программ, что привело к повышению цен на туры. Серьезно пострадал при этом массовый сегмент, ориентированный на небогатых клиентов.

«Думаю, меньше всего кризис затронул узкоспециализированные направления, например, медицинский туризм, – считает гендиректор Vedi Tour Group Людмила Скрипка. – Лечебные курорты остаются у клиентов в приоритете. Те, кому нужно поправлять здоровье, будут делать это в любом случае». По словам госпожи Скрипки, не стоит думать, что все происходящее – проблема исключительно Украины: упал рынок в Казахстане, обвалилась Россия, Грузия и Армения. Так что мы лишь отражаем общую тенденцию.

Сохраняют оптимизм круизеры. Глава «Экспресс-Вояж» Лариса Слободян считает, что главное – лед тронулся: «Апрель и май, например, были у нас лучше, чем февраль-март». Эксперт рассчитывает на оживленное лето, но от осени многого не ждет. «Мне кажется, рынок начнет приходить в норму со следующего года, а 2014 будет сложным», – резюмирует Лариса Слободян.

Внутренний и въездной туризм

Все происходящее сейчас в долгосрочной перспективе может дать хороший толчок развитию внутреннего туризма. Эксперты сами признают, что традиционым летним направлением всегда считался Крым - его обычно продвигали и на международных выставках, а остальная Украина оставалась вроде как в тени. Теперь же украинцы просто вынуждены будут знакомиться с новыми местами для отдыха в своей стране, тем более, что таких достаточно.

По данным «Борисполя», на внутренних маршрутах также есть рост пассажиропотока – за счет увеличения загруженности регулярных рейсов МАУ. И это несмотря на уменьшение общего количества рейсов в течение трех месяцев. Средняя загрузка одного рейса увеличилась с 88 до 101 пассажира.

Хуже обстоят дела с въездным туризмом, который полностью зависит от ситуации в стране. Иностранные правительства по-прежнему рекомендуют не ездить в Украину. Это же делают страховые компании, которые не хотят рисковать своими деньгами. Несмотря на то, что никакого особенного риска в Украине (за исключением Донецкой и Луганской областей) для туристов нет, в данный момент к нам едут преимущественно корпоранты, у которых в Украине бизнес-интересы.

«Инкаминговых компаний в Украине и так не очень много – основная масса ТО всегда работала на выезд, – констатирует президент ТАУ Борис Выхристенко. - А теперь они оказались в очень сложном положении. По словам другого эксперта, часть принимающих компаний либо уже закрылась, либо находится на грани: «Будем надеяться, что лето принесет какие-то положительные изменения».

 

Валерия Овсяник, 11.06.2014