Куда идет туризм?
Игрокам отрасли становится все сложнее сохранять спокойствие. «Вчера один из наших офисов попал под плановое отключение электроэнергии, - рассказывает глава одного из нишевых туроператоров. – Поскольку система вырубилась, мы собрались и поехали в другое помещение – работать-то надо. И за то время пока мы добирались, у дверей нашего первого офиса, собралась целая группа агентов – прибежали проверять, не обанкротились ли мы. Вы представляете до чего дошло?!»
В другом ТО пожаловались, что когда у них ненадолго завис сайт, в компанию тут же начали названивать с вопросом о банкротстве: «Это уже переходит все границы! Если вас нет в Сети полчаса, это же не значит, что вы ушли с рынка!».
Тем не менее, именно так и воспринимается сейчас любой отключенный телефон, временное отсутствие связи и намеки о чьих-то возможных проблемах. «Страшно бронировать – сидишь и думаешь: перечислили мои деньги в отель или нет?», - признается менеджер одного из киевских турагентств.
По этому поводу в редакцию Turprofi.com.ua обратилась и руководитель ТА «Ваш Турагент» Анна Семенова: «Я уже предложила нескольким туроператорам выдавать турагентам официальный ваучер отеля через пять рабочих дней после оплаты каждого тура (именно отеля, а не ТО или принимающей, чтобы потом отельеры не заявляли об отсутствии денег), чтобы в бумаге было написано full payment». По мнению Анны Семеновой, если такие подтверждения поставить на поток, то проблема отложенных платежей будет решена, а турагенты перестанут волноваться без повода.
Туроператоры отреагировали на такое предложение неоднозначно. «Если турагент не доверяет кому-то из туроператоров, он может приехать вместе с раскладушкой к нему в офис и поговорить об этом», - предлагает коммерческий директор TEZ Tour Аркадий Маслов, по мнению которого, агенты должны помнить в первую очередь о том, что они лишь посредники и выступают от имени туроператора, что и записано в договоре.
«Не надо ничего придумывать! Вы же видите, что рынок стремится к нулю. Если сомневаются – пусть не работают, а перепрофилируются, - на условиях анонимности высказывается другой эксперт. – Разве они не понимают, что если турпродукта не станет, то агенты пойдут на стройку! Поэтому я бы посоветовал всем этим беспокоящимся специалистам успокоиться и не вносить смуту в коммерческие отношения и поменьше сидеть на форумах, обсуждая, кто из туроператоров следующий – так делу не поможешь».
«Не знаю, какой ваучер имеется в виду, - говорит гендиректор туроператора Join UP! Юрий Альба. – Но не думаю, что отелям это будет интересно. Многие и без того не понимают, что происходит в Украине. Если им предложить еще делать дополнительные ваучеры для туристов, у них возникнут вопросы к принимающим». Собеседник напоминает, что у отелей есть контрагенты со всеми необходимыми полномочиями, чей ваучер имеет ту же силу, что и бумага из отеля (за исключением случаев перепродажи). «Если турист бронирует отель через онлайн-ресурсы, он ведь тоже получает не ваучер отеля, а ваучер ресурса, - поясняет Юрий Альба. – Думаю, идея предложить отелям делать еще и эту дополнительную работу не найдет понимания у гостиничного руководства».
«Каждый сейчас выживает водиночку. Мы видим технологический и политико-экономический спад, из-за которого турагенты теряют оптимизм, - отмечает глава «Артекс» Олег Пикерский. – Они думали, что надо будет продержаться 2015 год, а сейчас уже ясно, что держаться придется и 2016. В туризме нет длинных денег, поэтому перед большинством уже сейчас встал вопрос: куда идти дальше?»
Редактор «Академии гостеприимства» Александр Чорный на недавнем Kiev Travel Massive заявил, что около 60% туркомпаний выездного туризма вынуждены будут уйти с рынка, так как выездные потоки падают. «У остальных выход один – срочно делать украинский продукт и переходить на этот рынок. Люди все равно будут где-то отдыхать, однако на зарубежный отдых у большинства не хватит средств», - резюмирует эксперт.
Валерия Овсяник, 29.01.2015