Агентов соблазняют NDC — в чем преимущества?

 

Авиакомпании торопятся перейти к работе по новому протоколу IATA — NDC (New Distribution Capability), что позволит им предлагать индивидуальную стоимость, вести допродажу дополнительных услуг, тем самым зарабатывая больше. И хотя глобальные системы дистрибьюции (GDS) рапортуют о готовности транслировать NDC-контент в ближайшее время, желание стать конкурентными на фоне лоукостеров уже сейчас заставляет перевозчиков всячески стимулировать прямые продажи по всему миру, привлекая любые площадки, на которых может возникнуть некий объем. Происходит это и в Украине.

 

Глава представительства Air France и KLM в Украине Франк ван 'т Хоф презентовал на днях возможности NDC. После него выступил представитель компании DRCT LTD (зарегистрирована на Мальте, но с украинскими корнями) и рассказал о ее новом приложении по продаже билетов, работающее через Google Chrome. Это IT-решение довольно простое — создатели уверены, что авиаменеджерам будет несложно с ним справиться. А в качестве главного аргумента «почему это лучше, чем GDS» руководитель продукта DRCT Олег Скляренко привел возможность сэкономить на одном сегменте перелета до 30 евро (на билете из Киева в Париж при демонстрации в реальном времени удалось сэкономить 678 гривен).

 

«У авиакомпаний новые потребности. Они хотят урезать издержки на глобальную дистрибьюцию и предлагать товар напрямую, зарабатывать больше на каждом пасажире, продавая дополнительные услуги, хотят делать персонализацию и доносить больше своих услуг до клиента», - аргументирует Олег Скляренко, впрочем, не отрицая, что протокол NDC не заточен под агентскую сеть. Авиаменеджерам пока удобнее работать в GDS, а не открывать на мониторе дополнительное окно для каждой авиакомпании. «Но мы подключили уже шесть авиаперевозчиков (Air France, KLM и авиакомпании группы «Люфтганза»), а также двух консолидаторов («Аквавита» и «Тикетс Консолидатор») — это большой прорыв», - уверен оптимистично настроенный господин Скляренко.

 

Франк ван 'т Хоф сообщил Turprofi.com.ua, что у AirFrance и KLM доля билетов, проданных в Украине через NDC, в данный момент весьма низкая, потому что процесс здесь только начался: «Но мы надеемся в ближайшие годы показать индустрии рост. Объяснить всем, в чем важность NDC, какие дополнительные ценности турагентам, пассажирам и авиакомпаниям она приносит».

 

В то же время выяснилось, что DRCT не сертифицирован IATA. «Мы агрегируем NDC-подключения к шести авиакомпаниям. И технически уже сейчас с нами могут работать разные IATA-агентства. Однако у каждой авикомпании есть своя процедура присваивания статуса агрегатора. В основном она заключается в проверке технологии на соответствие процедур работы с пользовательскими данными нормам GDPR и работы на серверах соответствующим стандартам ISO. Всё это у нас есть, и мы предоставили соответствующие документы перевозчикам. Вот ждём от них подтверждения проверки. Перевозчики заинтересованы в том чтобы DRCT получил этот «статус» как можно раньше”, - пояснил Turprofi.com.ua Олег Скляренко. По его словам, сертификат IATA на самом деле ничего не даёт агрегаторам, которые могут работать и без него.

 

Впрочем, авиаэксперты считают, что агенту важно понимать, с кем он работает и кто к кому подключен (консолидаторы к DRCT или наоборот). Если это просто IT-продукт, который собирает заказы для двух компаний по продаже билетов, то это совсем иная схема, не имеющая прямого отношения к IATA и новому протоколу. Хотя она и может позволить кому-то из агентов удешевить поездку своим туристам за счет отсутствия у этой компании сервисного сбора.

 

В любом случае ясно, что перевозчики активно педалируют ситуацию. Хотят делать продукт персонифицированным, а систему — более гибкой. И, возможно, экономить на услугах GDS. Станет ли это проблемой для глобальных систем дистрибьюции и прорывом для агентов?

 

«Со времени появления протокола немногое изменилось, — констатирует директор «Амадеус Украина» Евгений Трофимчук. — Доля прямых авиапродаж не превышает 10%, а основной объём услуг авиакомпаний продаётся через GDS. Количество авиакомпаний, которые готовы работать с NDC, не так велико, хотя новый стандарт обмена данными действительно нужен индустрии. Он открывает перед перевозчиками новые возможности в части создания контента и персонализации предложения, что должно позитивно отразиться на доходности авиакомпаний. Amadeus имеет соответствующие сертификации IАТА по стандарту NDC (наивысший 3-й уровень сертификации в качестве IT-провайдера и в качестве агрегатора) и работает с протоколом NDC. Прямые интеграции с крупными продавцами авиауслуг, которые сейчас осуществляют авиакомпании, требуют технологических, финансовых и человеческих ресурсов, как на этапе интеграции, так и в процессе последующей поддержки, ведь у перевозчиков возникает дополнительный функционал и контент, а протокол NDC продолжает эволюционировать (порядковый номер действующей версии протокола – 18.1). Прямой кост для авиакомпании на самостоятельное управление новой технологией может быть довольно значительным. Поэтому перевозчики используют, например, Amadeus в качестве ИТ-провайдера для интеграции NDC-протокола. Партнёры Amadeus в Украине получат доступ к NDC-контенту в своих терминалах уже во втором квартале 2019 года. Хочу подчеркнуть, что для агентств важно не путать прямой канал продаж авиакомпаний с протоколом NDC».

 

Отметим, что до сих пор авиакомпании больше пытались воздействовать на своих агентов сервисными сборами, вводя их для тех, кто покупает авиабилеты не напрямую, а через GDS (например, МАУ всем запомнилась своими 9 евро за сегмент — и это не единственная авиакомпания, использующая такую практику). Однако на бизнес это никак не влияет. Количество проданных напрямую билетов не растет.

 

Еще один рычаг — посредники, на которых сервисный сбор не распространяется.

 

По словам Олега Скляренко, в данный момент покупка билета через GDS не дает ответа пассажиру на вопросы, каким именно бортом он полетит, что входит в вегетарианское меню, какой шаг между креслами и проч. NDC же способен решить эту проблему. Однако на вопрос Turprofi.com.ua, предоставляет ли DRCT такую информацию клиентам, собеседник ответил «пока нет». Но заверил, что в компании работают над этим. Хотя в данный момент их основным преимуществом является цена, что тоже немаловажно.

 

Будет ли это достаточным аргументом для авиаагентов? Гендиректор международного ТО «Инскай» Оксана Замфира полагает, что нет. «Лучше вернуть комиссию агентам — это будет отличной для них мотивацией, - смеется эксперт. - Проблема в том, что программа пишется не под агентов, а под клиента, исключая агента как такового. Но ещё ни одна система бронирования не смогла полноценно реализовать смену даты/маршрута/involuntary/чекин-разчекин для всех перевозчиков».

 

«Вообще-то авиакомпании могут отменить сервисный сбор для Украины полностью. Для всех, а не только для какой-то одной софтверной компании. Но они этого не делают. Из чего я делаю вывод, что их дальнейшие планы необязательно будут выгодны агентам. Тем более, что стоимость билетов никак не влияет на заработок розницы», - на условиях анонимности высказывается один из экспертов туррынка.

 

Другой представитель отрасли не считает правильным отдавать свою информационную базу новому IT-провайдеру, о котором ничего не известно. «Посредник, для которого несколько авиакомпаний отменили сервисный сбор, зазывает агентов, предлагая, допустим, покупать билеты Air France без допсбора. Зачем это ему? Ясно, что компания заинтересована привлечь аудиторию, которую затем будет монетизировать. Способов сделать это много. Вопрос, во что это выльется конкретно для нас. Я бы не хотел, чтобы возможность продавать сейчас билеты дешевле обернулась для меня потерями на следующем этапе сотрудничества», - признается собеседник.

 

Он напоминает, что год назад одна из авиакомпаний предлагала 50 тысяч евро тем, кто был готов интегрироваться с ней напрямую: «А сейчас давайте вспомним онлайн-системы бронирования. Аналогичная история. Пока ты не завел свой личный кабинет, бронируешь очень дешево, а затем, в зависимости от того, откуда приходит покупатель, стоимость может быть увеличена на 400 гривен. Поэтому все, что ты получил сегодня, снимут с тебя завтра».

 

Авиаагенты утверждают, что преимущества GDS в первую очередь – в едином окне, которое позволяет менеджеру видеть и сравнивать цены всех перевозчиков. «Не каждый способен выдерживать «прыгание» по окнам разных авиакомпаний. Мало того, что увеличивается психологическая нагрузка, так еще и усложняется процедура возвратов, ведь при бронировании в прямом канале билет уже по сути не твой. Поэтому единственная ценность посредника, напрямую законнектившегося с несколькими перевозчиками, действительно в лишь том, что у него нет сервисного сбора. Да, это выгодно авиакомпаниям, но сложно для авиаагентов. И в будущем отразится на пассажирах, когда отслеживать все цены и нюансы в одной системе станет невозможно», - делает вывод один из собеседников.

 

Плюс новой системы дистрибуции, к которой стремятся классические авиакомпании, - возможность дробить тарифы и предлагать пассажиру самому решать, нужно ли ему именно то питание, которое предлагает перевозчик, хочет ли он включать в стоимость чемодан или какие-то другие дополнительные услуги. Это даст традиционным перевозчикам те преимущества, которые есть у лоукостеров.

 

Сейчас мы наблюдаем своеобразный торг между GDS и авиакомпаниями. К общему знаменателю они, конечно, придут. И скоро мы увидим, как изменится этот рынок.

 

Валерия Овсяник, 19.02.2019

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS