Можно ли выйти из самолета раньше времени?

На прошлой неделе бурные дискуссии шли вокруг незапланированных посадок самолетов из-за плохой погоды.

 

Сначала рейс из Брюсселя приземлился вместо Борисполя в Жулянах и пассажиры, напуганные снегом и ветром, устроили скандал, требуя выпустить их прямо сейчас (самолет ждал разрешения на посадку в Борисполе, а люди лететь туда не хотели). В соцсетях многие критиковали «паникеров» и «эгоистов», из-за которых могли опоздать транзитные пассажиры (возможно, вырваться пытались именно они, поскольку самолет к тому времени стоял в Жулянах два часа).

 

Другой случай: чартерный рейс из Египта не долетел до Киева и вынужден был приземлиться в Одессе (в 21:10). Тут пассажиров, наоборот, выпустили из самолета. Но и эти клиенты тоже остались недовольны. Многие из них даже успели на поезд до Киева, жалуясь, что авиакомпания не доставила их в пункт назначения. Позже перевозчик сообщил, что пассажиров предупредили — самолет вылетит, когда ему дадут разрешение на посадку в Борисполе (и самолет действительно вылетел туда в час ночи). По этому поводу также были дискуссии: имеют ли право пассажиры предъявлять претензиии из-за плохой погоды и должен ли был туроператор, раз рейс чартерный, поселить их в гостиницу или, к примеру, накормить.

 

Так как зима только начинается, Turprofi.com.ua обратился к экспертам авиации и юристам за разъяснениями — на что имеют право пассажиры, если из-за погоды рейс совершил незапланированную посадку в другом аэропорту. И чего ждать в этом случае от авиакомпаний.

 

Партнер юридической фирмы «Анте» Андрей Гук:

 

 

«Когда рейс уже начался и произошли обстоятельства, которые не зависят от перевозчика (погода в аэропорту посадки, к примеру), то перевозчик все равно обязан доставить пассажиров в конечный пункт по билету — в билете всегда указан не просто город, а аэропорт.

 

Если самолет сел в другом аэропорту, перевозчик обязан или предложить возврат неиспользованной части билета (сумма в результате рассчетов может оказаться очень небольшой), или альтернативный маршрут в конечный пункт (автобусом или другим наземным транспортом). Если пассажир согласен с альтернативным маршрутом, то уже не сможет требовать компенсацию. Если пассажир решит добираться своим ходом или за свои средства, то может требовать компенсации таких затрат от авиакомпании.

 

Если причиной задержки или остановки в другом аэропорту стали не зависящие от перевозчика обстоятельства, то дополнительную к этим затратам компенсацию перевозчик не должен выплачивать.

 

Авиакомпания по соображениям безопасности может некоторое время не выпускать пассажиров из самолета и продолжить полет после дозаправки или смены экипажа, или если погода улучшилась. В таком случае надо выполнять указания экипажа и получать разъяснения, которые пассажирам обязаны предоставлять каждые 30 минут.

 

Если же речь о чартерной перевозке, то в описанной ситуации необходимо обратиться к условиям договора с туроператором. Там может быть предусмотрена как смена самолета, авиакомпании, так и города или аэропорта прилета, и, соответственно, обязанности по трансферу в конечный пункт назначения. Общее правило: перевезти должны до конечного пункта — будь то самолетом или автобусом».

 

Директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий:

 

 

«Конечно, авиакомпания должна довезти туриста до конечной точки. Если это невозможно — заплатить ему.

 

Есть две основные причины незапланированных посадок: терракты/военное положение, когда аэропорт прилета закрывают, и погодные условия — и все это форсмажоры. То есть в таких случаях авиакомпания не платит компенсацию, но должна оказать помощь. Чаще всего получается так: сели, переждали, долетели.

 

Может ли пассажир отказаться от продолжения полета? Может.

 

Но авиакомпания часто не готова его выпустить. Потому что если турист выходит, ему должны будут вернуть багаж и служба безопасности должна будет проверить, не подложил ли этот человек в самолет что-нибудь опасное. А такая проверка занимает много времени, поскольку никто не может точно определить, где именно его ручная кладь, не оставил ли он чего-то среди чужих вещей (а вдруг засунул ампулу с чем-то опасным между креслами). В общем, напридумывать можно много всего. Но суть в том, что службы безопасности этого не любят. Да, если вам очень приспичило — можете отказаться. Любой пассажир может это сделать — заявить, что ему не понравилась стюардесса или он забыл дома выключит чайник. Конечно. Но авиакомпании таких пассажиров не празднуют.

 

Кстати, на рейсах из Европы туристов обычно немного. Думаю, в лучшем случае — 30%. И наверняка еще 30% — транзитники. И если рейс приземляется в Жулянах вместо Борисполя, выйти захотят в первую очередь киевляне, которые приехали в аэропорт не на машине, а на общественном транспорте (то есть им не нужно ехать забирать авто). Таким пассажирам, конечно, все равно где выходить. А остальным в любом случае нужно в Борисполь. И для авиакомпании необходимость выпустить часть желающих - не столько даже финансовые затраты, сколько время, нервы и головная боль. Хотя теоретически можно организовать все, вопрос только, какой ценой.

 

Когда речь идет о незапланированной посадке в чужой визовой стране, то выпустить пассажиров по их требованию будет еще сложнее. Допустим, украинцы летели в Индию и сели в Иране. Они могут потребовать их выпустить, но их все равно в страну не впустят. Или сдадут в полицию. В общем, организационно с выходом из самолета в этом случае есть большие вопросы.

 

Но в любом случае авиакомпания должна о своих пассажирах заботиться: предоставить им еду, воду — сделать все то, что полагается делать и при задержке рейса. Если люди проведут в месте посадки всю ночь, то им должны постараться обеспечить гостиницу. Хотя, зная наши реалии, скажу, что это бывает нечасто.

 

Главная проблема Украины — слишком малое количество аэропортов, в которых можно совершить незапланированную посадку. Для дальнемагистральных рейсов таких аэропортов вообще только два — Львов и Киев (Борисполь). Поэтому многие иностранцы не садятся в Украине и заправляются так, чтобы если что-то случилось, сразу уйти к себе обратно.

 

В таких ситуациях пассажиры тоже могут отказаться лететь дальше. Это особенно актуально для командировочных. Если вы купили, допустим, транзитный билет через Варшаву во Франкфурт или Париж, куда летите на один день, и вылетели в Варшаву, но борт вернулся обратно из-за погоды, и вы видите, что на следующий самолет уже опаздываете, так что дальнейшее не имеет смысла, можно попросить вернуть стоимость билета и туда, и обратно. Неважно, что вы бесплатно пролетели почти до Варшавы».

 


Юрист компании Jurimex Наталья Гнездилова:

 

 

«Неблагоприятные метеорологические условия относятся к чрезвычайным обстоятельствам, на которые ни перевозчик, ни туроператор (как фрахтовщик судна) не могут повлиять либо их избежать.


И если они приводят к отмене или задержке рейса, перевозчик (фрахтовщик воздушного судна) освобождается от ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязательств вследствие неблагоприятных погодных условий. Однако не от выполнения самих обязательств.


При этом нужно понимать, когда именно возникли чрезвычайные обстоятельства:


А) если до начала рейса, то перевозчик предоставляет обслуживание, согласно положениям Воздушного кодекса Украины и Правилам перевозки пассажиров (ст.106 ВК Украины, Гл.4 Раздела 16 Правил перевозки пассажиров), а именно:

 

- при задержке рейса на 2 часа и более (в зависимости от дальности перевозки) пассажир имеет право требовать от перевозчика (фрахтовщика воздушного судна) питание и напитки, а также возможность осуществить два бесплатных звонка, отправить факс-сообщение или сообщение по электронной почте, если для этого есть техническая возможность.


- если выполнение рейса переносится на следующий день за днем, который указан в расписании или указан в билете, перевозчик должен предоставить пассажирам номер в отеле, питание и обеспечить бесплатный трансфер сообщением аэропорт-отель-аэропорт.

 

При задержки рейса более, чем на 5 часов, пассажир имеет право требовать на свой выбор:


- возмещения полной стоимости перевозки (билета) на момент приобретения либо части билета, если рейс больше не удовлетворяет нуждам пассажира, а также обеспечить при необходимости обратный рейс в начальный пункт отправления.


либо


- изменения маршрута: к конечному пункту назначения – при первой возможности либо к конечному пункту – в более позднее время по желанию пассажира и при наличии места.

 

Б) если обстоятельства возникли после начала рейса, что повлекло изменение маршрута перевозки, то компенсировать расходы, связанные с необходимостью прибытия в конечный пункт назначения (т.к. не были выполнены в полной мере принятые обязательства – предоставление услуг перевозки по согласованному маршруту), либо самостоятельно доставить другим рейсом.

 

При этом Воздушный кодекс Украины и Правила воздушных перевозок устанавливают обязанность перевозчика информировать пассажиров об их правах. То есть в случае отмены/задержки рейса перевозчик обязан предоставить пассажиру письменное уведомление, в котором изложены правила предоставления пассажирам компенсации и помощи.


О возможности покинуть воздушное судно по требованию пассажиров в случае промежуточной остановки в другом аэропорту, в связи с неблагоприятными погодными условиями.

 

Возможность по первому требованию пассажира покинуть самолет в случае остановки на промежуточном маршруте четко не урегулировано нормативно, поскольку зависит от множества факторов.


Решение о том, разрешить ли людям покинуть самолет, принимает капитан воздушного судна по согласованию с диспетчерской службой аэропорта, с учетом гарантий безопасности жизни и здоровья пассажиров, а также возможностей и загруженности аэропорта (т.к. остановки – внеплановые и могут отсутствовать необходимые технические средства для выхода из самолета, или возможность отдать пассажирам багаж). На пассажиров, в свою очередь, возлагается обязанность выполнять указания командира воздушного судна и экипажа (Раздел 20 Правил воздушных перевозок).

 

Turprofi.com.ua, 19.12.2018

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS