17 часов опоздания — что требовать?

 

Выходные ознаменовались сбоями полетных программ. Причины — погода и технические неполадки. Так, борт Yanair, летевший в ночь на субботу 3 марта из Шарма, не смог приземлиться в Борисполе из-за снегопада и ушел на посадку в Харьков. В Киев он вернулся и сел с четырехчасовым опозданием.

 

Задержки по нескольку часов были и у других перевозчиков. Но временнЫе рекорды побила авиакомпания «Браво», ночной субботний рейс которой в Шарм-эль-Шейх (заказчик — Join UP!) задержался на 17 часов (вместо 2:15 вылетел после семи вечера). По неофициальной информации, причиной стала поломка борта. Туристы писали в соцсетях возмущенные посты, жаловались, что им ничего не говорят и не расселяют по отелям. «Неужели так проблемно компании сказать "уважаемые пассажиры, из-за погодных условий / технической неисправности / ...... самолет не может вылететь, ждем согласие тех.обслуги / коридор / .... это может продлиться ..... часов. Извиняемся за неудобства "- и все, все в курсе, что происходит. Плюс, если задержка дольше 2:00, раздать людям воду», - комментирует один из участников обсуждения.

 

В ночь на воскресенье 4 марта «Браво» опять задержала рейсы (то ли у компании не восстановилась сбившаяся цепочка, то ли остались технические проблемы): один борт на Шарм вместо 1:25 вылетел в 14:26, другой — вместо 2:15 в 7:40.

 

В авиакомпании не комментируют задержки. Известно только, что туристы улетали, горя желанием расправиться не только с перевозчиком, но и с туркомпаниями.

 

«Понимаю, как это выглядит со стороны туристов, но знаю, что авиакомпаниям тоже непросто, - говорит один из экспертов. - Бывает так, что перевозчик зарегистрировал пассажиров на рейс, а тут выясняется, что борт неисправен. Техники обещают все починить за два часа. Туристов в это время кормят-поят (делать это обязаны). А через два часа выясняется, что в самолете проблема посерьезнее и нужно еще два часа. Еще через пару часов становится понятно, что нужен резервный борт. Пока он летит, пока его заправляют, моют — уже восемь часов задержка. А пассажиры нервные сидят: «Почему нас не селят?». В случае с «Браво», я предполагаю, произошла аналогичная история. Но не в интересах перевозчика держать туристов 17 часов в аэропорту. И если он не летит, значит, есть объективные тому причины».

 

«Как правило, перевозчик заинтересован максимально быстро выпустить самолет в рейс. Но если это небезопасно, он ищет резервные варианты. И если ожидание запасного борта оказывается по времени немножко больше, чем время возврата пассажиров из режимной зоны и расселение в гостиницы, а также привоза их обратно, то перевозчики, как правило, оставляют ждать пассажиров в аэропорту. Но то, что авиакомпании должны согласовывать с аэропортами условия размещения клиентов и информирование их о причинах и времени переноса рейсов, а также предоставление людям питания и напитков — это однозначно», - констатирует авиаэксперт Евгений Хайнацкий.

 

Эксперты объясняют, что расчекование (возврат пассажиров из режимной зоны) — не пятиминутное дело. Представитель авиакомпании должен всех оббегать, договориться, чтобы люди прошли границу в обратном направлении, им снова ставят штамп, а многие хотят забрать и свой багаж — это еще полтора часа, если все аэропортовые службы сработают четко. «И вот их вытрясли, расселили по гостиницам наконец и тут приходит информация, что борт готов лететь. И как потом всех собрать? Кто-нибудь, кого только что привезли в отель, заявит, что уже принял душ и лег спать. И все остальные будут его ждать», - объясняет собеседник.

 

Что касается представителей перевозчика, то они, конечно, должны регулярно выходить к пассажирам и информировать о происходящем: самолет неисправен, ждем резервный, сейчас дадим питание, а если есть какие-то претензии, то напишите, пожалуйста, все на листике...

 

«Но бывали случаи (и не раз), когда представителей перевозчика готовы были повесить на месте. Случаются и побои, и синяки, и вывихнутые пальцы, после чего работники заявляют: «Я увольняюсь, общайтесь с пассажирами сами!». Когда на рейсе 180 человек и среди них есть хотя бы пять холериков, то они вполне могут устроить в аэропорту Майдан. Поэтому-то представители авиакомпаний не всегда выходят к пассажирам — и их можно понять», - констатирует Евгений Хайнацкий.

 

«Иногда перевозчики специально тянут время, сообщая людям, что самолет вылетит через два часа, потом еще через два и еще через два — чтобы не расселять туристов по отелям. Но как было в этой конкретной ситуации с «Браво», расследовать, конечно, никто не будет», - на условиях анонимности высказывается глава одной из туркомпаний.

 

В то же времы туристы обращаются в Turprofi.com.ua с вопросом «можем ли мы получить компенсацию за задержку рейса или пропавший день отдыха?».

 

«Если турист попадает в отель в первые сутки оплаченного отдыха, не стоит и не ждет в отеле 14 часов следующих суток и его заселяют, то юридический оснований для компенсации за потерянные сутки отдыха нет. Потому что сутки — это в данном случае период времени с 14:00 (время заселения) одной даты до 12:00 следующего дня. В данном случае туристы должны были вылететь ночью в 2:15 и прилететь утром в отель. Их заселили бы после 14:00, но так как они вылетели после семи вечера и прилетели в Шарм в тот же день ночью, их к утру (до 12:00) уже наверняка заселили. Ну а компенсацию за задержку рейса пассажир может получить только если перевозчик захочет ее предоставить. Но делать он этого не обязан. Он обязан кормить, поить туристов и сообщать им расписание. А еще заниматься техникой, потому что безопасность превыше всего», - объясняет замдиректора Pegas Touristik по правовым вопросам Николай Слюсаревский.

 

Когда авиакомпания понимает, что самолет задержится надолго, она старается предупредить туристов еще до регистрации, чтобы они оставались дома, а не сидели в аэропорту, добавляет эксперт. Местных жителей при этом не кормят, но если человек приехал в Борисполь из региона и сидит ждет вылета, ему дают талон на питание. Зато приходится продлять проживание в отелях тем туристам, которые ждут вылета на курортах.

 

Turprofi.com.ua также обратился за консультацией к уатовскому «Турболиту». Чатбот считает, что туристы задержанных рейсов могут обратиться за помощью в юркомпанию, которая занимаетя такими делами. «Есть ряд компаний, которые помогают в получении компенсации за процент от суммы компенсации. В Украине можно обратиться, например...», - пишет «Турболит». Ориентировочная сумма компенсации за задержку составит 400 евро, из которых 100 евро (в случае успеха) получит юрист.

 

Валерия Овсяник, 05.03.2018

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 
 

Какой из крупных туроператоров был самым надежным летом-2018?